МЕТОДИКА УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В ПЕРВОМ КЛАССЕ

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

 

Двигательный режим ученика 1 класса.

При построении двигательного режима ученика 1 класса основываются на следующих гигиенических требованиях: а) оптимальная продол­жительность различных видов деятельности, их рациональное чередование и постоянная регулярность; б) достаточный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе; в) регуляр­ное питание; г) гигиенически полноценный сон.

Продолжительность отдельных видов деятельности и отдыха в общем режиме дня ученика 1 класса может быть следующей: занятия в школе - не более 3-4 часов; приготовление уроков дома - 1 час; внеклассные, внешкольные, свободные занятия, общественно полезный труд – 1-2 часа; утренняя гимнастика и закаливающие процедуры, туалет, прием пищи - 2,5 часа; пре­бывание на свежем воздухе - 3,5-4 часа; сон - не менее 12 часов.

Двигательную деятельность в режиме дня для ученика 1 класса составляют: утренняя гимнастика с воздушными и водными закаливающими процедурами (7.10-7.30); прогулка по дороге в школу (7.50-8.20); физкультминутки на уроках, иг­ры на переменах; прогулка по дороге из школы домой (12.30-13.00); послеобеденная прогулка с подвижными играми и раз­влечениями (14.30-16.00); вечерняя прогулка (17.30-19.00). Кроме того, в нее входят 2 урока физической культуры в неде­лю, 1-2 занятия кружка физической культуры, а по воскрес­ным дням - загородные прогулки (походы).

Режим учащихся первых классов в школах с продленным днем может быть построен таким образом, что время с 8.30 до 11.00 отводится на уроки арифметики, письма, чтения; с 11.50 до 13.00 - на приготовление домашних заданий по этим пред­метам; с 16.00 до 18.00 - на уроки физической культуры, тру­да, пения. При таком режиме дня время с 12.30 до 13.00, с 15.00 до 16.00 и с 18.00 до 18.30 может быть использовано для подвижных игр, занятий в кружках физической культуры и прогулок. Урок физической культуры проводится с 16.30 до 17.15 или с 17.20 до 18.05.

В режиме дня учащихся школ-интернатов занятия физиче­ской культурой могут быть организованы в следующие часы: прогулка с играми и развлечениями - 15.00-16.00; внеклассные занятия (включая труд) - 17.00-19.00.

Одежда и обувь ученика во время занятий физической куль­турой.

Желательно, чтобы каждый ученик имел три комплекта одежды и обуви:

1.  Для занятий в помещении — трусы, майку, тапочки.

2.  Для занятий осенью и весной на пришкольной площадке и для загородных прогулок и походов — трикотажный костюм, полукеды или кеды.

3.  Для уроков лыжной подготовки, загородных прогулок и походов — лыжный шерстяной  (или полушерстяной с начесом) костюм, свитер, лыжную шапочку, варежки (кожаные или шерстяные), лыжные ботинки.

Гигиена после урока физической культуры. После урока фи­зической культуры дети должны снять с себя спортивную фор­му, вымыться под душем и надеть обычную школьную одежду. Спортивную форму, полотенце, мыло и губку рекомендуется хранить в полиэтиленовом мешочке. С первого же дня пребыва­ния детей в школе их надо приучать носить спортивную форму только на занятиях по физической культуре.

 

ГИМНАСТИКА

 

Построения и перестроения

 

В 1 классе необходимо научить детей быстро строиться в колонну по одному и в одну шеренгу, равняться в затылок (в колонне) и по носкам (в шеренге), начинать движение и ос­танавливаться по командам, размыкаться на вытянутые руки и выполнять простейшие перестроения.

Построение в колонну по одному

Колонна - это строй, в ко­тором учащиеся стоят один за другим в затылок. Стоящий впе­реди называется направляющим, а последний в колонне - замы­кающим. Расстояние между стоящими в колонне (в глубину) называется дистанцией. Обычно она равна одному шагу или вытянутой вперед руке.

При передвижениях направляющий двигается по заданному направлению и остальные ученики следуют за ним.

На первых уроках, чтобы построить детей в колонну, учитель ставит самого высокого ученика правым боком к длинной стене зала и подает распоряжение: «Встать в затылок один за дру­гим, положить правую руку на плечо впереди стоящему учени­ку». После этого остальные ученики становятся по росту в заты­лок первому, соблюдая дистанцию в один шаг. Для проверки дистанции нужно положить правую руку на плечо впереди стоящего.

Позже построение выполняется по команде: «Класс, в колонну по одному - становись!» Подав команду, учитель стано­вится в положение «смирно» лицом в сторону движения, а уче­ники выстраиваются в затылок учителю.

Построение в одну шеренгу.

Шеренга - это строй, в кото­ром учащиеся стоят вдоль одной линии, один возле другого, и обращены лицом в одну сторону. Сторона строя, в которую уча­щиеся обращены лицом, называется фронтом, а противополож­ная сторона - тылом. Боковые оконечности строя называются флангами (справа - правый, слева - левый фланг). Учеников, стоящих на флангах, называют правофланговым и  левофланго­вым. При поворотах строя названия флангов не меняются. Рас­стояние между учениками в шеренге называется интервалом. Обычно он равняется ширине ладони между локтями стоящих рядом учеников. Такой строй называется сомкнутым. В разомк­нутом строю ученики располагаются друг от друга на один шаг или на больший интервал, указанный учителем.

Вначале целесообразно научить класс построению в шеренгу, используя поворот колонны налево или направо.

Желательно, чтобы ученики запомнили ориентиры, облегчаю­щие нахождение своего места в строю на месте постоянного по­строения (по направлению досок пола, линий паркета, специ­ально нанесенных краской или мелом линий на полу).

В дальнейшем детей обучают быстро строиться по команде: «Класс, в одну шеренгу - становись!» Для подачи команды учитель становится в положение «смирно», лицом в сторону фронта построения. Ученики выстраиваются влево от учителя, соблюдая установленные интервалы. Носки обуви у всех должны быть на одной прямой линии. С началом построения учитель выходит из строя и следит за выстраиванием класса. Далее он подает команду «Разойдись!», по которой ученики расхо­дятся по залу. На первых уроках задание повторяется несколь­ко раз.

В начале обучения построение проводится на одном и том же месте, затем в разных местах зала и без вспомогательных линий и предметов и, наконец, построение на скорость. В за­ключение учитель может провести игру-соревнование на ско­рость построения между отдельными группами учащихся.

Перестроение в круг из шеренги взявшись за руки произво­дится по команде: «Класс, в круг, взявшись за руки, - стано­вись!»

Перестроение можно выполнить двумя способами:

а) все ученики берутся за руки, а учитель берет за руку правофлангового или левофлангового и двигается по кругу, сое­диняя фланги;

б) учитель становится против ученика, стоящего посредине шеренги, на расстояние нескольких шагов, а ученики, стоящие на флангах, по его команде двигаются к нему, образуя круг.

Размыкание на вытянутые вперед руки в колонне.

По команде «На вытянутые руки разомкнись!» все учащиеся, за исключе­нием направляющего, поднимают руки вперед и отходят назад на указанную дистанцию, после чего руки опускают. Вначале размыкание проводят в колоннах по 5-6 человек, следя за тем, чтобы дети не поворачивались назад.

Размыкание на вытянутые в стороны руки в шеренге проводится по такой же команде. Но в этом случае все учащиеся, кроме правофланговых, начинают отодвигаться влево, поставив руки в стороны, пока не будет достигнут необходимый интер­вал. Вначале размыкание проводят в шеренгах по 5-7 человек, а затем в две и одну шеренгу. Для возвращения учащихся на свои места подается команда: «Класс, сомкнись!»

Повороты на месте переступанием и прыжком.

Вначале учи­тель знакомит школьников с расположением правой и левой сторон, затем показывает, как делать поворот переступанием. Команды такие: «Напра-во!», «Нале-во!». Поворот переступани­ем выполняется на два счета и обычно сопровождается под­счетом («раз-два»). Для выполнения поворота прыжком пода­ется команда: «Прыжком напра-во (нале-во)!»

Передвижение в колонне по одному.

Для движения колонны вдоль границ зала или площадки подается команда: «Класс, нале-во (напра-во), в обход зала (площадки) шагом марш!» Учитель следит за тем, чтобы ученики соблюдали дистанцию и равнение, делали повороты на углах зала (площадки), не вы­ходили из строя и не обгоняли друг друга.

Перестроение в колонну по три (четыре) с построением от­делений на заранее установленные места применяется для вы­полнения  общеразвивающих упражнений, проведения эстафет и некоторых игр.

Учитель вызывает из строя трех (четырех) учеников и ставит по одному на расстоянии, удобном для занятий. Потом вызывает следующих трех или четырех учеников, которые встают в заты­лок направляющим и т. д. Когда дети будут знать свои места в колонне, построение производится по команде: «Класс, в ко­лонну по три (четыре) - становись!»

 

Упражнения для формирования осанки

 

Обучение правильной осанке рекомендуется начинать с уп­ражнений у вертикальной плоскости, например у стены без плинтуса.

Применяются следующие упражнения:

1.  Встать к стене, плотно прижаться к ней затылком, ло­патками, ягодицами и пятками. Нужно, чтобы ученики запом­нили это положение, характерное для правильной осанки.

2.  Принять положение правильной осанки у стены; не нарушая осанки, сделать шаг вперед и снова вернуться в исходное положение.

3.  Присесть у стены, не теряя соприкосновения с ней и сох­раняя прямое положение туловища.

4.  Стоя у стены, медленно поднять руки через стороны вверх.

5.  То же, поднимаясь на носки.

6. Стоя у стены, поднять правую, а затем левую ногу впе­ред, согнув в колене; захватить руками ногу и прижать ее к туловищу. Упражнение выполняется медленно.

Навык правильной осанки, особенно держания головы, весь­ма эффективно закрепляется в процессе упражнений с удер­жанием на голове различных предметов: мешочков, наполненных песком, мелкой галькой, желудями (весом 150-200 г), деревян­ных кружков, кубиков и т. п.

Такими упражнениями могут быть следующие:

1.  Удерживая предмет на голове, поднять руки в стороны, медленно подняться на  носки.

2.  Ходьба руки в стороны и обычная  ходьба с предметом на голове на короткие расстояния.

3.  Ходьба по «узкой тропинке» (по коридору, начерченному мелом на полу, доске пола и т. п.).

4.  С предметом на голове встать на гимнастическую скамейку и сойти с нее.

5.  С предметом на голове, руки в стороны, пройти по гим­настической скамейке.

 

Одновременно с упражнениями на осанку выполняются уп­ражнения для укрепления мышц стопы. Упражнения следует выполнять без обуви (в носках).

 

Основными упражнениями этого назначения являются:

1. Ходьба на носках. Необходимо требовать максимального подъема на носки и держания ног прямыми.

2.  Ходьба   по обручу   (гимнастической   палке,   канату   или веревке), обхватывая предмет пальцами ног.

3.  То же, но обхватывая сводом стопы.

4.  Ходьба левым   (правым)   боком вперед по рейке гимнастической скамейки, обхватывая ее сводом стопы.

5.  Перекаты с пятки на носок и обратно, стоя серединой сто­пы на гимнастической палке.

 

Акробатические упражнения

 

Группировка — это положение тела, когда согнутые в коле­нях ноги, хватом на голени (стопы и колени слегка разведены) сильно притянуты руками к груди. Спина округлена, голова наклонена вперед, локти плотно прижаты к телу. Группировка выполняется в положениях сидя на полу, в приседе, лежа на полу.

Перекат, Выполняя это упражнение, ученик в положении группировки перекатывается назад (вперед, вправо, влево), не переворачиваясь через голову. Перекаты применяются как под­водящие упражнения и как прием самостраховки при падениях и изучаются в такой последовательности:

1. Из группировки сидя мягко перекатиться назад, коснуться пола лопатками, затылком и, не задерживаясь, перека­титься вперед.

2. Из упора присев сесть ближе к пяткам, принять плотную группировку, теряя равновесие, перекатиться назад до касания пола лопатками и затылком, а затем выполнить перекат вперед в исходное положение. Возвращение в упор присев достигается энергичным движением плеч и головы вперед, не нарушая по­ложения группировки.

 

Лазанье и перелезание

 

Лазанье по гимнастической скамейке. Вначале учащихся зна­комят со способами захвата руками за края скамейки (большой палец сверху, остальные снизу скамейки) и с положением тела в упоре стоя на коленях. По команде ученики садятся верхом на скамейку, захватывают ее край, затем, опираясь на  прямые руки, поочередно ставят ноги на скамейку и принимают положение упора стоя на коленях. Упражнение повторяется 2-4 раза. Затем таким же образом изучается положение упора стоя на четвереньках.

Передвижение по гимнастической скамейке в упоре на коленях и на чет­вереньках осуществляется следующим образом. Приняв положение упора, уче­ники начинают передвигаться, пере­ставляя одновременно левую ногу и правую ногу, и наоборот. Другое, более сложное упражнение — лазанье на четвереньках по наклонной скамейке, установленной под углом до 20о, кверху и обратно. Обычно скамейка одним концом крепится за вторую рейку (снизу) гимнастической стенки.

Лазанье по гимнастической стенке (вверх, вниз, влево, впра­во). Сначала ученикам объясняют способ захвата рейки рука­ми (большой палец снизу рейки, остальные сверху) и правиль­ную постановку стоп. Затем приступают к выполнению упражне­ний: лазанью вверх до определенной высоты и слезанию вниз, наступая на каждую рейку сначала обеими ногами и затем так­же поочередно перехватываясь руками за следующую рейку; лазанью с поочередным перехватом сначала руками, а затем но­гами, вставая на рейку одной ногой. Ученикам объясняют, что при слезании вниз смотреть на нижнюю рейку нельзя. При пер­воначальном обучении высоту подъема ограничивают серединой стенки, запрещают спускаться вниз на одних руках или спры­гивать с гимнастической стенки.

Лазанье по гимнастической стенке в сторону выполняется приставными шагами. Сначала изучают передвижение на не­большой высоте (вторая-третья рейка снизу) вправо, затем влево, потом - на большей высоте (шестая-седьмая рейка).

Перелезание через препятствия. Из способов перелезания через препятствия (высотой до 80 см) в 1 классе изучается только перешагивание с опорой руками. Оно выполняется так. Стоя правым боком к снаряду, надо опереться на него и пе­ренести на другую сторону сначала правую ногу, а затем левую.

 

Упражнения на равновесие

 

Обучение школьников этим упражнениям рекомендуется проводить в такой последовательности:

1. Ходьба по линии, начерченной на полу. Учащиеся разде­ляются на 6-7 колонн и двигаются по линии одновременно.

2. Ходьба по линии с перешагиванием через поперечные полосы шириной 20-30 см.

3.  Ходьба по скамейке и спрыгивание с конца скамейки.

4.  Ходьба по бревну, лежащему на полу.

5.  Ходьба  по бревну,  находящемуся  на  высоте 60  см.  На этом  бревне  изучается  обычная  ходьба, ходьба  с различными предметами в руках (скакалка, малый и большой мячи), ходьба приставными шагами, с высоким подниманием колен, с переша­гиванием через веревочку, расположенную на высоте 15 см от уровня бревна, и ходьба на носках. Все эти упражнения ранее целесообразно изучить при ходьбе на полу по линии, по ска­мейке и лежащему бревну.

6. Ходьба по наклонной скамейке   (высота 50 см)   вверх и вниз.

 

Ходьба и бег

 

На первый взгляд, ходьба и бег являются довольно про­стыми видами движений. Однако одно дело просто идти, совсем другое дело — идти свободным широким шагом, с правильной осанкой; одно дело просто бежать, другое дело - бежать быстро. Неподготовленные учащиеся делают в беге и ходьбе мно­го ошибок. Поэтому требуется большая и кропотливая работа учителя по формированию у учащихся первого класса навыков этих движений.

Ходьба. Основная задача при обучении ходьбе в 1 классе - научить детей ходить в строю свободно и непринужденно с правильной осанкой. На уроках применяются следующие виды ходьбы: обычная, на носках с различными положениями рук, ритмическая ходьба.

К правильной ходьбе предъявляются следующие требования: положение тела и движения рук и ног свободны и естественны; шагающая нога мягко и эластично ставится на пятку с после­дующим перекатом на носок, колено слегка сгибается, смягчая толчок. Толчковая нога, находящаяся сзади, выпрямляется до отказа. Туловище и голова держатся прямо, плечи отводятся назад. Движения рук и ног чередуются перекрестно.

У первоклассников наиболее часто встречающимися недо­статками при ходьбе являются отсутствие правильной осанки, шарканье ногами, раскачивание туловища, неравномерный темп ходьбы, неправильная постановка стоп (чрезмерно развернуты носки).

Чтобы обучить детей правильной ходьбе, особенно тех, ко­торые имеют недостатки в походке, необходимо внимательно подбирать методические приемы и настойчиво добиваться усвое­ния детьми необходимых навыков.

Некоторые дети при упражнениях в ходьбе допускают гру­бую ошибку - одностороннее сочетание движений рук и ног при движении правой ноги вперед выносится правая рука, при движении левой ноги - левая рука. Это объясняется либо непониманием задания и излишним напряжением, либо недостаточ­ной координацией. Не нужно спешить указывать детям на их недостатки, лучше предложить задание, отвлекающее их вни­мание от работы рук. Возможен, например, такой прием. В на­чале ходьбы «крадучись» учитель дает установку идти «тихо-тихо», чтобы не было слышно шагов, затем начинает медленно и тихо подсчитывать. Постепенно усиливая голос и ускоряя темп, учитель дает отрывистую и достаточно громкую команду для перехода на четкую ходьбу. Дети, передвигаясь «краду­чись», забывают о руках. Работа рук и ног получается естест­венной, и при переходе на обычный шаг дети продолжают идти правильно.

Кроме ходьбы широким свободным шагом, на уроках при­меняются в качестве общеразвивающих и специальных упраж­нений ходьба скрестными шагами, «крадучись», пригнувшись и т. д. Выполнение этих упражнений способствует устранению плоскостопия, создает у учащихся представление о различных положениях головы, туловища, ног и рук.

Неравномерность ритма ходьбы, колебание туловища, бес­порядочные движения рук устраняются по мере обучения и приобретения общего двигательного опыта.

В 1 классе предусмотрено также обучение различным поло­жениям рук при обычной ходьбе и при ходьбе на носках.

Обучение ходьбе с различными положениями и движениями руками рекомендуется начинать после того, как дети изу­чат эти приемы стоя на месте.

При этом целесообразно при­держиваться такой последовательности:

1.  Ходьба с фиксацией рук на поясе, за спиной, за головой, вытянутыми в стороны.

2.  Ходьба  с последовательным  изменением положений  рук (например,   на   «раз-два» - руки  на пояс,   «три-четыре» - руки за голову и т. д.).

3.  Ходьба на носках с фиксацией рук - на поясе, за спиной, за головой, у плеч.

4.  Сочетание обычной ходьбы с ходьбой на носках (например, на первые четыре счета - обычные шаги, на следующие четыре счета - движение  на   носках).

5.  Сочетание обычной ходьбы с ходьбой на носках и изменением положения рук  (например, на первые четыре счета - обычные шаги, на следующие четыре счета - движение на нос­ках, руки на пояс).

Для успешного закрепления навыков в сохранении темпа ходьбы рекомендуется применять различные ритмические дви­жения в такт шага: хлопки в ладоши, притоптывание и т.д.

Бег. Обучение правильной технике бега и приобретение на­выков в легком, непринужденном, но вместе с тем быстром бе­ге - процесс довольно сложный, требующий применения разнообразных методических приемов, длительной и кропотливой работы над устранением ошибок.

Наиболее распространенными ошибками являются раскачи­вание (боковые колебания) туловища, размахивания из сторо­ны в сторону почти выпрямленными руками, неправильное по­ложение головы и плеч, неполное разгибание ноги при оттал­кивании, бег на полусогнутых ногах, бег с постановкой ног на пятку или всю стопу, а нег на носок.

Изучение техники бега в 1 классе лучше всего начинать с использования групповых перебежек. Для этого на площадке вдоль стартовой линии выстраивается группа (8-10 детей). Интервалы между учащимися - два шага. Для того чтобы на­учить детей бежать, не теряя прямого направления, от старто­вой линии размечаются беговые дорожки шириной 1 м и дли­ной 10-15 м. Постепенно, от урока к уроку, их ширина умень­шается до 40—30 см.

По команде учителя дети пробегают заданное расстояние в медленном или среднем темпе, а затем организованно следуют шагом в обход площадки снова к стартовой линии.

Когда дети научатся бежать в прямом направлении, можно проводить такие упражнения, как перебегание с одной сто­роны площадки на другую, бег наперегонки всем классом и т. д.

Для воспитания правильной осанки во время бега рекомен­дуется применять бег с палкой за спиной, удерживая палку в сгибах локтей или за плечами.

Для снятия закрепощенности плечевого пояса, избежание судорожных, напряженных движений руками применяется бег с трубочками из бумаги или картона в руках: во время бега руки должны быть так расслаблены, чтобы трубочки не помя­лись.

Для более эффективного усвоения упражнений в беге жела­тельно проводить их под музыкальное сопровождение, в игро­вой форме, с индивидуальными и общими заданиями.

Бег включают в урок в виде кратковременных и небольших по расстоянию перебежек в чередовании с ходьбой. Бег в тече­ние длительного времени и на большое расстояние в начальных классах недопустим.

Сочетание бега с ходьбой для учеников 1 класса ограничива­ется шестидесятиметровой дистанцией. Главная задача при обучении этому упражнению: воспитать у детей умение пра­вильно, плавно, постепенно переходить с бега на обычную ходь­бу. Кроме того, упражнение способствует быстрому разогрева­нию и подготовке организма учащихся к основной части урока.

Упражнение рекомендуется начинать с медленной ходьбы, затем темп ходьбы постепенно учащается, подается команда перейти с ходьбы на медленный шаг. После 15-20 м бега, сно­ва дается команда перейти на быстрый шаг с постепенным замедленней ходьбы до обычного темпа. Учитель ведет подсчет, чередуя  его с хлопками.  Внимание  учащихся обращается   на свободное дыхание через нос. После окончания бега с ходьбой необходимо проделать несколько упражнений на дыхание, приводящих организм в относительно спокойное состояние.

 

Прыжки

 

Прыжки через длинную скакалку.

Предварительно учащихся обучают различным прыжкам без скакалки:

1.  Прыжки на двух ногах на месте с различными положе­ниями рук. Подпрыгивать нужно невысоко, после отталкивания полностью выпрямлять ноги в коленях, приземляться только на носки, слегка сгибая при этом колени; следить за прямым положением туловища и равномерным дыханием.

2.  Два-три  невысоких прыжка,  а  следующий - повыше;   во время полета успеть сделать различные движения: развести и свести ноги, подтянуть колени к груди, согнуть ноги и коснуться руками голеней.

3.  Два невысоких прыжка чередовать с прыжком вприсяд­ку. Повторить упражнение 4-6 раз.

4.  Прыжки  на двух ногах с продвижением  вперед. Это уп­ражнение   можно   проводить   соревновательным   способом, что повышает его эмоциональность. Например, такие соревнования: кто быстрее пропрыгает  10-15 м или кто преодолеет то же рас­стояние  за меньшее  количество   прыжков.   В первом варианте прыжки выполняются с большой частотой, что содействует раз­витию быстроты, во втором - с максимальной мощностью, что
развивает силу, а это важно для воспитания прыгучести.

После этих предварительных упражнений начинается изуче­ние прыжков через длинную скакалку.

Рекомендуется такая последовательность:

1. Прыжки «а обеих ногах через неподвижную скакалку, под­нятую  на высоту   10-15 см  от пола.  Ученик стоит у середины скакалки, лицом к ней; слегка согнув колени, он отталкивается двумя ногами и, перепрыгнув на другую сторону скакалки, при­земляется на носки обеих ног, слегка согнув их в коленях. Дру­гой вариант: ученик стоит боком к скакалке; толчком двух нот, с приземлением на обе, перепрыгнуть 3 раза с одной стороны скакалки на другую, оставаясь к ней боком.

2. Прыжки через качающуюся скакалку. Ученик стоит у се­редины висящей скакалки. Она отводится в сторону и посылает­ся под ноги ученика, который в это время прыгает вверх. Сде­лать 3-5 таких прыжков. Следующие упражнения: перепрыгивание    через     качающуюся     скакалку    с    шага     вперед,    с промежуточным подскоком и без него; с различными положе­ниями рук, с поворотами в прыжке в стороны; прыжки вдвоем, втроем, держась за руки; прыжки с подбеганием к скакалке и отбеганием от нее.

3.; Упражнения с вращающейся скакалкой. Сначала дети учатся пробегать под скакалкой, вращающейся сверху вниз на­встречу бегущему. Упражнения в пробегании под скакалкой легче, чем прыжки. Пробегать нужно в тот момент, когда ска­калка опустится до уровня груди. Постепенно требования ус­ложняются: ученики должны научиться пробегать под скакал­кой наискось, прямо, с различными положениями рук (на поясе, вверх, в стороны), парами, тройками. Обучение прыжкам через вращающуюся скакалку лучше начинать с прыжков с места. Ученик становится боком к скакалке и, когда она опишет пер­вый круг, подпрыгивает, пропуская ее под ногами.

Детям, уже умеющим прыгать через скакалку, можно пред­ложить сразу прыжки с вбеганием навстречу скакалке и выбе­ганием из-под нее. Под скакалку, вращающуюся сверху навст­речу бегущему, легче вбегать и выбегать в косом направлении. Вбегание производится в момент, когда скакалка находится на уровне груди.

С вращающейся скакалкой можно делать все упражнения, рекомендованные выше для качающейся скакалки. После усвое­ния этих упражнений рекомендуется предложить учащимся вы­полнить их в более сложных условиях - при вращении скакал­ки снизу навстречу бегущему.

                                    

Прыжки с высоты.

 

В 1 классе программой предусмотрено обучение детей правильному мягкому приземлению после прыж­ка с высоты до 60 см. При этом рекомендуется соблюдать та­кую последовательность. Вначале детей обучают положению правильного приземления: полуприсед на носках, ноги на ширине стопы, руки вперед, спина прямая. Затем из положе­ния полуприседа (руки вперед) толчком двух ног выполняется небольшой прыжок с места вперед в то же исходное положение, с сохранением равновесия. Это упражнение повторяют 5-6 раз, после чего обучают устойчивому и мягкому приземлению при спрыгиваиии с гимнастической скамейки. С этой целью 5-6 че­ловек встают на гимнастическую скамейку и из исходного поло­жения - полуприсед на носках, руки вперед, не выпрямляясь, спрыгивают вниз, стараясь не потерять равновесия. Упражнение проделывается 3-4 раза. Этот же прыжок выполняется из по­ложения полуприседа, но с руками, отведенными назад. Здесь следует обратить внимание учащихся на одновременный взмах руками и отталкивание. Усложнить этот прыжок можно, приме­нив поворот в полете на 90о.

Когда учащиеся в достаточной степени овладеют прыжками с гимнастической скамейки, высоту прыжка начинают постепен­но увеличивать до 60 см. В зале для этого могут быть использо­ваны гимнастические маты, положенные друг на друга, или гим­настическое бревно; на местности - всевозможные бугорки, не­высокие обрывы, неширокие канавы с разновысокими краями.

Навыки в прыжках с высоты рекомендуется закреплять, ис­пользуя упражнения на полосе препятствий, путем тренировки в преодолении препятствий на местности в различных сочетаниях, применяя подвижные игры «Лиса и куры», «Не шевелись», «Пры­гай в кружок» и др.

Прыжки в высоту с прямого разбега.

Для выполнения прыж­ка производится разбег (5-7 шагов) с ускорением. На послед­нем шаге производится подготовка к толчку: нога ставится на место отталкивания, сначала пяткой, потом на всю стопу; вме­сте с ногой несколько выдвигается вперед и таз. Отталкивание должно быть направлено строго вертикально по отношению к поверхности пола. Маховую ногу, согнутую в колене, в этот мо­мент нужно резко поднять бедром вверх. В полете толчковая но­га сгибается и присоединяется к маховой. Через планку тело проходит в сгруппированном положении, а руки выносятся впе­ред-вверх. Приземление производится на обе ноги.

Подводящим упражнением к прыжкам в высоту с прямого разбега являются напрыгивание на препятствие, расположенное как можно ближе к месту отталкивания, и прыжки в длину через небольшие препятствия, расположенные у места отталкивания. Обучение рекомендуется начинать с очень важного элемен­та прыжка - постановки на место отталкивания толчковой ноги на пятку с одновременным выводом вперед таза. Упражнение рекомендуется выполнять, держась одной рукой за рейку гим­настической стенки.

После того как это движение освоено всеми учащимися, при­ступают к прыжкам через планку, расположенную на высоте 10-15 см, с небольшого разбега (2-3 шага), поточно, обращая внимание на разученный элемент. На месте отталкивания может быть положена резиновая дорожка или установлен обычный гимнастический мостик. На открытой площадке место отталки­вания можно обозначить чертой. Чтобы взлет прыгуна был боль­ше направлен вверх, а не вперед, место отталкивания следует располагать не далее 40—50 см от планки. Расстояние места отталкивания от планки сокращают постепенно.

Для тренировки в прыжках класс разбивается по отделени­ям (группам). Прыжки выполняются с разбега в 3-5 шагов, с постепенным увеличением высоты планки до 40 см. Учащихся, которые плохо осваивают какой-то элемент техники прыжка, ре­комендуется выделять в отдельную группу.

Прыжки в длину с разбега. Основной задачей обучения прыжкам в длину в 1 классе является выработка умения правильно отталкиваться и мягко приземляться. Для выполнения прыжка производится разбег с ускорением. Шаги разбега долж­ны быть легкими, свободными, с постановкой ноги на носок.. Последний беговой шаг делается несколько короче предыдущих, при этом толчковая нога слегка сгибается, а затем сразу же начинается ее выпрямление - толчок. Маховая нога в момент толч­ка сгибается в коленном суставе и энергично выносится вперед-вверх. Руки во время отталкивания продолжают двигаться поч­ти так же, как при разбеге, но с более широкой амплитудой.

После отталкивания, в фазе полета прыгун принимает поло­жение «шага», затем толчковая нога подтягивается к маховой и начинается подготовка к приземлению: туловище наклоняется вперед, руки опускаются вниз, ноги выпрямляются, В момент приземления прыгун низко приседает и резко выносит руки вперед, что предохраняет его от падения назад.

В начале обучения следует обратить внимание на технику разбега. Скоростные качества развивают посредством бега на­перегонки и подвижных игр.

Обучение прыжкам проводится в такой последовательности. Находясь в полуметре от края прыжковой ямы или мата, из ис­ходного положения - стоя на маховой ноге, толчковая сзади на носке - сделать шаг толчковой ногой вперед с постановкой ее на всю стопу, слегка согнуть ее и сразу же оттолкнуться; од­новременно сделать мах другой, согнутой в колене ногой вверх и приземлиться на обе ноги. Приземление производится на пятки, с быстрым перекатом на всю стопу. Затем этот же пры­жок выполняется еще 5-6 раз с разбега в 4-5 шагов, оттал­киваясь одной и той же ногой.

Учитель должен внимательно следить за правильностью вы­полнения отдельных элементов прыжка и своевременно давать ученикам упражнения для исправления допущенных ими оши­бок. Так, при неправильной постановке ноги при отталкивании (растянутый последний беговой шаг) рекомендуется проводить упражнения в беге по поперечным линиям, нанесенным на грунт. Если ученики во время толчка поднимают маховую ногу вперед почти выпрямленной, следует дать им прыжки через веревку, натянутую на высоте 10-15 см у места отталкивания, или че­рез набивные мячи. Если при отталкивании ученик не успевает полностью выпрямить толчковую ногу, даются упражнения со скакалкой или в прыжках с доставанием подвешенных предме­тов. В случае неустойчивого приземления повторяются прыжки с высоты.

Навыки в прыжках в длину с разбега закрепляются во все­возможных играх и эстафетах. Так, при игре «Прыгни выше» класс разбивается на 4 команды. Перед прыжковыми стойками обозначаются 4 квадрата размером 40х40 см. На прыжковой стойке укрепляется веревочка с 4 флажками. Каждая команда выстраивается в колонну перед своим квадратом на расстоянии 5 м от стоек. По сигналу первые четверо бегут к своему квадрату и, оттолкнувшись от него одной ногой, стараются коснуться рукой флажка. Ученик, коснувшийся флажка, приносит команде очко. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков. Для девочек высота веревочки должна быть ниже, чем для мальчиков.

Эстафеты с прыжками разнообразны: до поворота прыгают на одной ноге, а при движении обратно - на другой; попутно преодолевают «ручьи», «рвы» и прочие условные препятствия.

 

 

 

 

Метания

                                         

В 1 классе дети обучаются метанию малого мяча с места из-за головы, стоя лицом по направлению метания.

Прежде чем начать практические упражнения, рекомендует­ся создать у учащихся общее представление о технике метания. Лучше всего это можно сделать с помощью кинокольцовки. Пе­риодически останавливая пленку, следует показать, как надо держать снаряд, как отвести руку, подготовиться к заключитель­ному усилию (положение «натянутого лука»), как сделать за­ключительное усилие и выпустить снаряд, а после вылета снаря­да - сохранить устойчивое положение.

Метание из-за головы из положения стоя лицом к направле­нию броска выполняется следующим образом.

Метатель стоит лицом в сторону броска, правая нога сзади на носке (если метание выполняется правой рукой). Мяч дер­жится пальцами так, чтобы он не соприкасался с ладонью, рука согнута в локтевом суставе. Кисть с мячом находится на уровне лица.

Из этого положения необходимо вначале перенести тяжесть тела на правую ногу, отклонившись назад по возможности боль­ше; одновременно руку с мячом кратчайшим путем отнести назад за голову. Правая нога в этом положении будет несколько согнутой в коленном суставе, левая - прямой, в упоре на пятку. Для броска необходимо, разгибая правую ногу в коленном суставе, перенести центр тя­жести вперед на левую ногу. При этом мета­тель, прогнувшись в пояснице, переходит в положение «натянутого лука». Не за­держиваясь в таком положении, он начинает выносить руку вперед для броска снаряда. Движение руки должно быть хлещущим, напоминать удар кнутом. Сначала вперед выдви­гается плечо, потом предплечье и, наконец, кисть с мячом.

Все движения должны выполняться по возможности свободно, широко, равноускоренно к финальному усилию. На первых занятиях не надо ориентировать учеников на дальность бро­ска, так как это приводит к большому мышеч­ному напряжению, которое отрицательно сказы­вается на технике.

При обучении технике метания малого мяча рекомендуется использовать следующие упраж­нения:

1. Упражнения, служащие для овла­дения техникой метания.

Поднять теннисный мяч, лежащий на полу (6-8 раз). Назначение этого упражнения - ов­ладение способом держания мяча. Отвести руку с мячом назад в исходное поло­жение перед броском (6-8 раз). Назначение упражнения: овладение техникой передачи тя­жести тела с ноги на ногу, отработка положения «натянутого лука».

Удар ладонью по волейбольному мячу, подве­шенному на уровне вытянутой вверх руки Назначение упражнения - овладение движением руки, совершающей бросок.

Имитация бросания мяча (8-10 раз). Назначение упражне­ния - овладение движением метания в целом.

2. Упражнения, направленные на развитие лов­кости, быстроты, точности: подбрасывание мяча на низ­кую и среднюю высоту с последующей ловлей; подбрасывание мяча одной рукой и ловля другой; подбрасывание мяча и ловля после отскока  от пола;   бросок мяча   в стенку и ловля; бросок мяча в стенку и ловля после отскока от пола; метание в щит (1х1 м), расположенный на высоте 2,5 м, с расстояния 2 м; тоже, но расстояние до щита постепенно увеличивается: у мальчиков - до 6 м, у девочек - до 4 м. Метания выполняются правой и левой рукой.

 

Лыжная подготовка

 

Одежда и обувь для занятий на лыжах (беседа). Об обеспечении детей инвентарем, обувью и одеждой для занятий на  лыжах должны своевременно позаботиться родители.

Большинство детей, пришедших в 1 класс, уже катались на лыжах и, следовательно, имеют некоторые навыки обращения с предметами лыжного инвентаря. Но еще многого дети не умеют делать сами, например, ставить на лыжи крепления, рас­тирать лыжную мазь и т.д. Поэтому на первых уроках к ним предъявляются лишь самые элементарные требования.

Прежде всего, нужно научить детей правильно одеваться на уроки по лыжной подготовке. Учитель разъясняет им, что в день занятий по лыжной подготовке следует утром надеть теплое трикотажное белье (рубашка обязательно с длинными рука­вами), взять с собой свитер, лыжный костюм, шапочку, вареж­ки, толстые шерстяные носки, лыжные ботинки. Все это лучше всего сложить в рюкзак или спортивную сумку, которую можно носить за плечами. Поскольку уроки лыжной подготовки редко бывают первыми, детям не следует приходить в школу одеты­ми в лыжный костюм и в лыжной обуви.

Обучение держанию палок и практическое ознакомление с надеванием лыж.

В начале обучения нередко переодевание к уроку лыжной подготовки и надевание лыж занимают слишком много времени, дети суетятся, делают все кое-как. Поэтому рекомендуется прорепетировать все эти действия еще до выхода на снег, на одном из уроков физической культуры.

При переодевании нужно обратить особое внимание детей на правильное шнурование ботинок: до конца подъема стопы шнурки затягиваются достаточно туго, затем они перекручиваются один - два раза, чтобы не расходились, а далее до конца ботинки шнуруются слабее. Слишком слабая затяжка шнурков приводит к вихлянию стопы в ботинке, тугая шнуровка пре­пятствует сохранению подвижности в голеностопном суставе.

Одевшись, дети идут в спортивный зал или на площадку. В разомкнутом строю, по команде каждый кладет рядом с собой справа лыжи, слева палки. Затем учитель показывает, как нуж­но правильно вставить ботинок в крепление и затянуть дужку с помощью гребешка. Тем, у кого крепление полужесткое или мягкое, объясняется, как отрегулировать положение стопы на лыже с помощью носкового и пяточного ремня. После того как дети проделают все сами, учитель проверяет каждого и, если надо, поправляет.

Далее учитель показывает правильное держание палок.

Кисть руки продевается в петлю ладонью снизу вверх, большой    палец охватывает и палку и верхнюю часть петли; палка удер­живается в основном тремя пальцами - большим, указательным и средним, другие только слегка помогают им. Важно, чтобы палки были легкими (лучший материал для палок - камыш, для колец - пластмасса).  Петли  надо  отрегулировать  по  руке   (в перчатке). Палки с длинными петлями держать неудобно, их приходится крепче сжимать рукой.

Переноска лыж и палок. Этому надо научить на первом же уроке. Прежде всего, показываются правила скрепления лыж и палок. Для длительной переноски лыжи прижимаются скользя­щими поверхностями друг к другу и соединяются с помощью резиновых полосок с крючками; между лыжами устанавливается распорка. Палки продеваются верхними концами под дужки креплений (или под носковые ремни), а кольцами надеваются на носки лыж. Для прочности можно привязать их к лыжам тесьмой. При кратковременной переноске одна лыжа продева­ется под дужку крепления другой со стороны пятки, палки продеваются под дужку (или носковой ремень) верхней лыжи, а кольца надеваются на носки лыж. Для скрепления лыж по­дается команда: «Лыжи скрепить!»

На небольшое расстояние или в помещении лыжи следует переносить, держа их в одной руке, а палки в другой. При более длительном  передвижении скрепленные лыжи обычно переносятся на плече или под рукой.

Построение с лыжами и передвижение в строю. Для построе­ния класса в одну шеренгу со скрепленными лыжами подается команда: «В одну шеренгу — становись!», которая выполняется таким же образом, как и без лыж. В строю каждый учащийся ставит скрепленные лыжи пятками у носка правой ноги,, сколь­зящими поверхностями от себя (вперед), и правой рукой при­держивает их за грузовые площадки. По команде «Равняйсь!» все, кроме правофлангового, поворачивают голову направо, а лыжи прижимают к плечу; по команде «Смирно!» - поворачивают голову прямо, руку с лыжами отводят в прежнее положение; по команде «Вольно!» - принимают свободное по­ложение, расслабив одну ногу.

Перед тем как встать на лыжи, класс размыкается. Интерва­лы между лыжниками увеличиваются до трех шагов. Это дела­ется по команде «Налево (направо, от середины) разомкнись!». Если места для размыкания мало, то подается команда повер­нуться вполоборота в ту сторону, куда потом предполагается идти.

Прикрепление лыж производится по команде: «На лыжи — становись!» По этой команде лыжи берутся в левую руку, пра­вой рукой открепляются палки (если они скреплены с лыжами) и кладутся (ставятся) на снег справа от себя. Затем разъеди­няются лыжи, кладутся на снег справа и слева от себя. Лыжник становится на лыжи и прикрепляет их к обуви. Палки берутся в руки, кисти рук продеваются в петли, и палки ставятся кольцами у носков обуви.

По команде «Равняйсь!» все, кроме правофлангового, при­жимают к телу верхние концы палок, поворачивают голову на­право (при команде «Налево равняйсь!» - налево) и проверяют, находятся ли они на одной линии со стоящими правее (или левее)   их.

По команде «Смирно!» палки верхними концами отодвигают­ся вперед, голова поворачивается прямо. Это - строевая стойка на лыжах.

Для перестроения из шеренги в колонну производится пово­рот на месте переступанием по команде «Переступанием на-пра-во (нале-во)!». Если надо сразу построить класс в колонну по одному или по два (без перестроения из шеренги), подается команда «В колонну по одному (по два) - становись!», по ко­торой дети становятся в затылок друг другу на дистанциях в три шага.

Перестроение класса из колонны по одному в колонну по два производится только в движении. По команде «Класс, в колон­ну по два  стройся!» вторые номера (расчет делается зара­нее) делают пол-оборота направо и быстро заходят вправо на три шага; первые номера в это время несколько замедляют дви­жение.

Для перемены направления движения колонны подается команда: «Класс, правое плечо вперед, марш!» По этой команде идущий впереди (направляющий) начинает делать поворот переступанием. Когда он повернется насколько нужно, следует команда «Прямо!» и остальные лыжники следуют за ним.

Когда учитель хочет, чтобы класс следовал за ним, он по­дает команду: «Класс, за мной, марш!»

После окончания занятий, когда надо снять лыжи, подаются команды: «Лыжи - снять!» - и затем: «Лыжи - скрепить!» Сняв лыжи, дети очищают их от снега, если нужно, скрепляют с палками, берут в правую руку и ставят у ног. Если лыжи не скрепляются с палками, палки держат в левой руке.

Построения с лыжами и передвижения в строю довольно лег­ко усваиваются первоклассниками, однако это не значит, что все это должно быть пройдено на одном уроке. На первом уроке обязательно приходится обучать построению детей в шеренгу, а затем в колонну по одному, потому что без этих построений нельзя обойтись при обучении передвижению на лыжах и по­воротам на месте. Перестроению из шеренги в колонну по од­ному можно обучать лишь после того, как дети будут знать по­ворот переступанием, следовательно, на втором или третьем уроке.

Чтобы пробудить у детей интерес к изучению строевых прие­мов на лыжах, полезно напомнить им, что лыжи широко при­меняются в военном деле, а навыки военного дела нужно на­чинать осваивать уже в школе.

С первых же занятий учитель должен требовать от детей четкого выполнения всех команд. Сам он обязан правильно подавать команды. Таких команд, как, например, «Построи­лись!» (вместо «становись!»), «Пошли!» (вместо «марш!»), «Начали!» (вместо «начинай!») и т. д., подавать нельзя.

Повороты на месте переступанием вокруг пяток лыж.

Это самый простой из всех поворотов на месте, поэтому обучить ему детей можно уже на первом или втором уроке.

Для выполнения поворота лыжник слегка подседает, поднимает над снегом одну из лыж и одновременную палку, переставляет лыжу носком в сторону, не отрывая пятки от снега, и переносит палку в ту же сторону; приставляет дру­гую лыжу и переносит к ней вторую палку. Таким же обра­зом совершаются второе и последующие переступания, до тех пор, пока лыжник не повернется до нужного ему направления.

Дети легко усваивают движения поворота переступанием, но нередко выполняют их с ошибками: при перестановке лыж от­рывают каблук от грузовой площадки лыжи; переносимую лыжу полностью отрывают от снега, вследствие чего происходит пе­рекрещивание лыж, недостаточно уверенно переносят тяжесть тела с ноги на ногу, все движения выполняют напряженно, на выпрямленных ногах.

Для устранения таких ошибок полезно проделать с учащи­мися следующие упражнения; передвигать лыжу носком вверх и вниз, вправо и влево, прижимая пятку лыжи к снегу; сделать несколько приставных шагов вправо и влево, с опорой и без опоры на палки; попрыгать на лыжах, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую.

Поворот переступанием вокруг пяток лыж вначале изучают на горизонтальной площадке, а потом переходят на пологий склон. На пологом склоне переступание на месте надо выпол­нять быстрее, с более широким отведением носков лыж, иначе лыжи начнут скользить вниз по склону.

Передвижение ступающим шагом.

Ступающим шагом лыж­ники пользуются при движении по глубокому снегу, по скло­нам гор, среди кустарника, следовательно, обучение этому способу имеет прикладное значение. Но, кроме этого, упраж­нения в передвижении ступающим шагом являются хорошим средством развития так называемого чувства лыж. Новичок вначале испытывает некоторые затруднения при ходьбе оттого, что у него на ногах лыжи; он должен привыкнуть к ним. Пере­движение ступающим шагом является также хорошим средст­вом для развития «чувства снега». Начинающий лыжник дол­жен почувствовать свойства снега, научиться использовать опору лыжами и палками о снег при отталкивании ногами и рука­ми. Наконец, передвижение ступающим шагом является своего рода подводящим упражнением при обучении скользящему шагу. У начинающего лыжника при переходе от простой ходьбы к ходьбе более сложной - с лыжами и палками, с продвижением вперед скольжением - нередко нарушается правильная согласо­ванность движений. Вместо привычной перекрестной координа­ции движений рук и ног у него вдруг появляется однонаправ­ленная координация. Например, при толчке левой ногой он выносит вперед не правую ногу и левую руку, а правую ногу и правую руку. Это объясняется тем, что у детей более простой координацией является не перекрестная, а однонаправленная, и эта более простая координация при переходе от привычных условий к необычным, более сложным, на некоторое время по­давляет другую.

Задачами упражнений в передвижении ступающим шагом являются: закрепление перекрестной координации движений рук и ног; выработка навыка четкого переноса тяжести тела с од­ной наги на другую, умения работать палками и обучение правильному положению туловища и головы.

На обучение передвижению ступающим шагом не следует затрачивать много времени - достаточно 20 минут. За это время дети могут выполнить целую серию упражнений, напри­мер, пройти ступающим шагом по неглубокому снегу без палок и с палками, то же по глубокому снегу, по склону 3-5° прямо, по склону 5-10° наискось, вниз по крутому склону боком, при­ставными шагами, между деревьями и кустами (или флажками). Эти упражнения могут быть очень эмоциональными, если их провести в форме какой-либо сюжетной игры.

Передвижение скользящим шагом.

Основными задачами обу­чения лыжным ходам в I классе являются ознакомление уча­щихся с техникой скользящего шага и выработка первоначаль­ных навыков в передвижении по лыжне свободным, накатистым шагом без палок или с палками, держа их за середину. Сколь­зящий шаг является основным элементом в технике всех лыжных ходов. Первым обычно изучают попеременный двухшажный ход. В каждом цикле движения этим способом выполняется два скользящих шага (правой и левой ногой).

В цикле движения ног можно выделить два основных перио­да: а) скольжение на одной лыже и подготовку к отталкиванию и б) отталкивание.

В периоде скольжения можно выделить три важнейшие фазы движений:

1.Свободное скольжение. Оно начинается с того момента, когда, оттолкнувшись ногой, лыжник отрывает лыжу от снега и полностью переносит тяжесть тела на другую лыжу. В начале свободного скольжения голень расположена перпен­дикулярно к лыже, туловище наклонено под углом около 45о, а в конце движения туловище может наклониться еще немного ниже.

2. Выпрямление опорной ноги. Свободное скольжение закан­чивается в тот момент, когда лыжник опускает на снег палку. С этого момента начинается опора на палку и подготовка к последующему толчку ногой. Первым подготови­тельным движением к отталкиванию ногой является ее выпрям­ление. Вначале лыжник продолжает скользить, постепенно уси­ливая давление на палку. Свободная нога в этот момент поднята над снегом примерно на 10 см. Затем, еще больше надав­ливая на палку и наклоняя туловище еще на 3-6о, лыжник по­степенно выпрямляет опорную ногу в коленном суставе. Это движение важно для выполнения последующих движений отталкивания. Кроме того, приподнятое положение тела облег­чает вынос свободной ноги вперед. Вначале эта нога припод­нимается над снегом примерно на 10 см, потом опускается на снег под влиянием своего веса и постепенно, плавным, маховым движением выносится вперед. При этом не следует сильно сги­бать ногу в колене, так как это ослабит эффект маятникообразного движения выноса ее вперед. Фаза скольжения с выпрям­лением ноги по времени самая продолжительная в скользящем шаге.

3. Подседание - последняя фаза скольжения. Из более низкого положения, согнув ногу, можно сделать более продолжительный и сильный толчок. В этом и заключается смысл движения, которое называется подседанием на опорной ноге. После наиболее полного выпрямления опорная нога, преж­де чем начать отталкивание, сгибается в коленном суставе при­мерно на 20о. Продолжая давить на палку, лыжник еще боль­ше наклоняет туловище (до 40о по отношению к лыжне). В это же время тяжесть тела переносится вперед. Происходит так назы­ваемый перекат тела через опору

Перенесение тяжести тела вперед необходимо для того, чтобы последующее отталкивание могло быть направлено вперед, В предыдущих положениях а и б проекция общего центра тяжести тела проходит позади опорной ноги или через нее, вследствие чего нельзя направить силу толчка вперед. Надо сначала перенести тяжесть тела вперед, так, чтобы ее проекция проходила впереди носка опорной ноги (положение в).

Перекату способствует маховое перенесение вперед свободной ноги, а также одноименной руки. Перед тем как свободная нога поравняется с опорной, последняя встречным движением отво­дится назад. При этом лыжа опорной ноги останавливается. Этот момент является началом отталкивания.

В периоде отталкивания можно выделить две фазы:

1. Разгибание ноги в тазобедренном суставе. Сначала нога разгибается примерно на 20о. Это привадит к тому, что туловище перемещается вперед. В коленном же суставе в этот мо­мент нога не разгибается, а, наоборот, сгибается больше (еще на 22о). Благодаря этому наклон туловища не изменяется.

Характерным моментом, по которому можно определить, ког­да лыжник начинает отталкиваться ногой, является отрыв каб­лука ботинка от лыжи

2. Выпрямление толчковой ноги производится в коленном и голеностопном суставе. Толчок направлен под ост­рым углом к поверхности снега.

После отталкивания тяжесть тела переносится на другую но­гу, толчковая нога и лыжа, следуя за туловищем, отрываются от снега. В момент отрыва нога должна быть расслаблена.

Обучение скользящему шагу рекомендуется начать с упраж­нения, имитирующего правильное положение тела в фазе сво­бодного скольжения на лыже. Это упражнение выполняется на месте. Из исходного положения стоя на лыжах, без палок, вес тела переносится на правую ногу и принимается положение «посадки»: колено травой ноги над носком стопы; таз несколько опущен влево и повернут направо; левая нога отставлена назад; левая рука вытянута вперед и находится на уровне плеча; пра­вая рука отведена назад, ее кисть на уровне тела; пальцы рук сомкнуты и выпрямлены, ладони обращены внутрь; туловище слегка повернуто направо, левое плечо подвинуто вперед-вверх, а правое назад - вниз; голова прямо. После нескольких секунд паузы надо приставить левую ногу к правой и вернуться в ис­ходное положение.

Затем полезно проделать еще одно упражнение, имитирую­щее перенос тяжести тела с ноги на ногу. Приняв описанную выше позу свободного скольжения на правой лыже, нужно опу­стить левую ногу, сгибая ее в колене, подвести к правой и посте­пенно перенести на нее тяжесть тела. Вслед за этим отводится назад правая нога и упражнение повторяется.

Следующее упражнение - передвижение на лыжах, без па­лок, по хорошо укатанной лыжне, имеющей небольшой уклон.

Скольжение должно быть попеременным: то на одной, то на другой лыже.

Такой ход «вразвалочку» под уклон сочетается с движением в обратном направлении ступающим шагом. После нескольких повторений этого упражнения можно провести небольшое сорев­нование: кто пройдет определенный участок (30-50 м) за воз­можно меньшее число шагов.

Когда дети овладеют навыком одноопорного скольжения, можно перейти к обучению правильному отталкиванию ногами. Объяснив и несколько раз показав, как надо правильно оттал­киваться ногами (с выпрямлением ноги, подседанием, перека­том, подлым распрямлением колена и стопы) и как надо вы­носить затем вперед эту ногу для скольжения на ней, учитель предлагает детям пройти несколько раз по лыжне. Упражнение выполняется без палок или с палками, которые держат за се­редину.

Для закрепления навыка скользящего шага на лыжах ре­комендуется проводить различные игры на учебной площадке или на местности: эстафеты (круговые, встречные), спуски под уклон коньковым ходом (с палками, без палок, с прохождением ворот), короткие подъемы на пологие горки (без палок и с палками, бегом на скорость) и т. д.

Игры-соревнования организуются также с целью упрочения навыков строевых приемов. Например: какое отделение быстрее наденет лыжи и выстроится в указанном месте? Другой вари­ант - выполнить на скорость следующее упражнение: стоя в строю, повернуться кругом (переступанием), дойти по лыжне до определенного места; построиться в шеренгу, повернувшись на 90о (переступанием); добежать до указанного рубежа и там выстроиться с лыжами в руках.

Hosted by uCoz