Методика уроков Физической культуры

В начальной школе

 

 

 

П Л А Н

 

1. Укрепление здоровья, содействие физическому развитию детей.

 

2. Воспитание жизненно важных физических качеств.

 

3. Обучение двигательным действиям.


 

Х

орошее здоровье в основном определяется правильным расположением, устройством, функциональной деятельно­стью всех органов тела, отсутствием предрасположений к ка­ким-либо заболеваниям.

Нормальное физическое развитие — это изменение строения и функций организма ребенка с возрастом, происходящее в естественном соответствии с его ростом. Морфологические и функциональные изменения, происходящие в организме, очень сложны, но все же о нормальном или ненормальном ходе раз­вития можно судить с достаточной степенью объективности по некоторым показателям, которые внешне отражают этот процесс. Эти показатели — рост тела, вес и окружность грудной клетки. Они связаны с массой, плотностью и формой тела. По взаимо­связи этих факторов можно оценивать крепость телосложения ребенка. Кроме того, принимаются во внимание некоторые опи­сательные (соматоскопическое) признаки (состояние мускула­туры, степень жироотложения, форма осанки, половая зрелость) и физиометрические признаки — жизненная емкость легких, ста­новая сила, сила сжатия кисти и др.

В младшем школьном возрасте у детей продолжает форми­роваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно Примерно на 4 см, а вес — на 2 кг. Поэтому этот возраст называют периодом округления.

Активная двигательная деятельность способствует росту и развитию костной и мышечной ткани, внутренних органов и органов чувств. Она стимулирует обменные процессы в организ­ме ребенка, способствует повышению его защитных свойств. Благодаря увеличению количества лейкоцитов в крови и их активности к поглощению болезнетворных микробов значитель­но возрастает сопротивляемость организма к воздействию не­благоприятных условий внешней среды — жары, холода, недо­статка кислорода, повышенного атмосферного давления, вредных примесей воздуха и др.

Необходимо заметить, что рост, развитие, здоровье, актив­ность являются прежде всего результатом наследования опре­деленных физических данных от родителей. Они обусловлива­ются в значительной мере также правильным питанием, соблю­дением рационального режима жизни и другими социальными факторами. Но все же физическое воспитание служит решаю­щим фактором в обеспечении высокой жизненной дееспособно­сти детей. Без регулярных, специально организованных физиче­ских упражнений в современных условиях даже дети, унасле­довавшие от родителей хорошее здоровье, развитие и живущие в хороших условиях, не достигают того уровня в физической подготовленности, которого могут достичь дети среднего и ни­же среднего развития при условии систематических занятий фи­зической культурой.

Дети, не занимающиеся систематически физическими упраж­нениями, как правило, отстают в росте и в развития. Недоста­ток движения (гипокинезия), если он небольшой, приводит к приостановке или снижению роста и дееспособности организма, а если большой — даже к постепенной атрофии мышц, ожире­нию и другим серьезным нарушениям. Физические упражнения являются средством профилактики возможных нарушений нор­мального физического развития.

Двигательная деятельность ребенка младшего школьного возраста де должна быть и чрезмерной. Следует остерегаться интенсивных нагрузок, потому что значительная часть энергети­ческих ресурсов организма в этом возрасте расходуется на пла­стические процессы (процессы роста и развития), а сильная мы­шечная деятельность связана с большими затратами энергии. Чрезмерно интенсивная тренировка не улучшит, а, наоборот, за­тормозит рост и развитие.

Одновременно с общей задачей — с  помощью  физических упражнений  содействовать разностороннему и гармоническому развитию детей — перед физическим воспитанием стоит и дру­гая, более узкая задача: исправлять индивидуальные недостатки физического развития. У многих детей имеются нарушения осан­ки, плоскостопие, признаки ожирения. Школьники младшего возраста в наибольшей степени подвержены нарушениям физи­ческого развития.

Значительная часть учащихся начальной школы имеет какие-либо нарушения осанки. Подавляющее большинство этих на­рушений имеет нестойкий функциональный характер, они могут быть исправлены с помощью физических упражнений.

Наибольшее число дефектов наблюдается у детей 7—12 лет в форме плечевого пояса. Это главным образом асимметрия шейно-плечевых линий и положения лопаток, чрезмерная сведенность плеч вперед и отставание нижних углов лопаток.

Следующий распространенный дефект — плоскостопие. Оно препятствует правильной осанке, снижает способность детей к длительному стоянию, ходьбе, бегу и многим другим движениям.

Нарушения в форме позвоночника встречаются относитель­но реже.

Исправлять нарушения осанки у детей нужно возможно ра­нее, пока они не перешли далее первой-второй степени. Пер­вая степень — нефиксированные отклонения позвоночника до 5° от нормы, нерезкая торсия (скручивание) позвонков, небольшое отставание лопатки. Вторая степень — наличие противоискривлений (например, в грудном отделе «выбухание» справа, в пояс­ничном — слева), торсия 6—25°, грубых нарушений формы груд­ной клетки и таза нет, подвижность позвоночника несколько ог­раниченна; в горизонтальном положении (лежа) и вертикальном (в висе на гимнастической стенке) искривления частично вы­правляются.

Для формирования правильной осанки используются специ­ально подобранные комплексы физических упражнений.

Для исправлений ранее возникших нарушений осанки преж­де всего нужны разносторонняя общая физическая подготовка, большой объем упражнений на развитие дыхания и равновесия. Значительную часть упражнений рекомендуется проводить в по­ложениях, благоприятствующих разгрузке позвоночника,— лежа на спине и на животе, на четвереньках. Важно, чтобы занятия были эмоциональны, так как для многих детей с нарушениями осанки характерно депрессивное состояние. Необходимо вселить в них бодрость, веру в возможность исправления в их возрасте имеющихся недостатков. Естественно, на уроках физической культуры надо разъяснять детям вред таких дурных привычек, как сидеть боком к столу, согнувшись, с опущенным левым локтем, на ноге, на слишком высоком стуле; стоять с опорой на одну ногу; держать руки в карманах; «вешать» голову; в работе пользоваться одной рукой.

Среди учащихся 1-4 классов встречаются и такие, у ко­торых вес тела значительно превышает средние возрастные нормы; иногда наблюдаются и признаки ожирения первой сте­пени.

Ожирение относится к числу трудно поддающихся коррек­ции нарушений физического развития. Различаются формы ожи­рения эндогенного характера, связанного с нарушением функ­ций эндокринных желез, и экзогенного характера, обусловлен­ного обильным питанием.

На занятиях физической культурой учащимся, предрасполо­женным к ожирению, даются в увеличенном объеме следующие виды физических упражнений:

- активизирующие деятельность кровообращения и дыхания (при ожирении эти функции часто нарушаются) — ходьба, бег, ходьба на лыжах, подвижные игры и др.;

- улучшающие моторно-двигательную функцию — упражнения на ловкость, для воспитания правильной осанки;

- укрепляющие мышцы живота (место наибольшего отложе­ния жира), что непосредственно должно улучшить деятельность органов брюшной полости;

- увеличивающие мышечную массу — упражнения с набивны­ми мячами, с сопротивлением и др.

Учащимся разъясняется, что физические упражнения могут дать желательный эффект только в комплексе с диетой и пра­вильным общим режимом.

Огромное значение в осуществлении оздоровительных задач физического воспитания младших школьников имеют правиль­ный выбор и проведение игр, которые занимают значительное место в их деятельности. Игры должны помогать нормальному росту, развитию и укреплению костносвязочного аппарата, мы­шечной системы и, в частности, формированию правильной осан­ки. Поэтому для уроков физической культуры рекомендуются подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущест­венно динамическую, работу большие мышечные группы тела (мышцы спины и живота). Положительно влияют на здоровье детей 7—9 лет игры с бросанием, ловлей и метанием на даль­ность и в цель различных по форме легких предметов: волей­больных мячей, маленьких прыгающих и тряпичных мячиков, палочек, мешочков с крупнозернистым песком и т. д.

Следует избегать при проведении игр чрезмерных мышечных напряжений, однообразных медленных движений. Проводя игры с умеренной и большой подвижностью, нужно укреплять органы дыхания, кровообращения, содействовать хорошему обмену ве­ществ. Для этого надо проводить игры так, чтобы дети не переутомлялись; действия, требующие большой затраты сил и энергии, должны чередоваться с кратковременными переры­вами, являющимися активным отдыхом. Игры с речитативами, пением,  коллективными  возгласами   помогают  установке   рит­мичного, полного дыхания.

Игры должны благоприятно влиять на нервную систему де­тей. Надо предупреждать случаи чрезмерных нагрузок на па­мять и внимание, а также возможные ссоры; игры должны со­действовать, проявлению лишь положительных эмоций. При про­ведении игр следует учитывать общую нагрузку урока.

 

ВОСПИТАНИЕ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

 

Значение воспитания высоких физических качеств в условиях современного общества не снижается, а, наоборот, постоянно возрастает.

Ловкость, силу, быстроту, выносливость, а также гибкость и способность произвольно расслаблять мышцы надо развивать у детей гармонически, начиная с раннего возраста.

Ловкость — это способность человека быстро овладевать но­выми движениями и перестраивать двигательную деятельность соответственно меняющимся условиям. О развитии ловкости человека можно судить по тому, какими сложными движениями он способен овладевать, какое время ему необходимо для это­го, и по степени точности, которой он может достигнуть в дан­ном движении после некоторой тренировки.

У детей в возрасте от 7 до 12—13 лет происходят наибольшие сдвиги в развитии координации движений. По своей структуре мозг 7—8-летнего ребенка уже приближается к структуре мозга взрослого человека: объем корковых полей двигательного ана­лизатора составляет около 80%, а подкорковых образований — 95% объема взрослого человека. С 7 до 12 лет происходит бы­строе развитие двигательного анализатора, улучшение дифференцировочной (различительной) способности зрительного ана­лизатора. В 8—12 лет лабильность (подвижность) нервно-мы­шечной системы достигает нормы взрослого человека. Таким образом, детям можно и нужно давать как можно больше упраж­нений для воспитания координации движений. При этом важно совершенствовать у них мышечное чувство — различения темпа и амплитуды движений, степени напряжения и расслабления мышц, а также чувство времени и пространства.

Для воспитания координации движений используются раз­личные, постепенно усложняемые сочетания элементарных дви­жений рук и ног; более трудные акробатические упражнения? танцевальные движения — ритмическая ходьба, чередование ходьбы и бега в различных сочетаниях; усложненные прыжки со скакалкой, с различными дополнительными движениями рук; прыжки через разные препятствия; упражнения с большими мя­чами— передачи, перебрасывания с ловлей и др. Для этих це­лей используются также игры, побуждающие учеников незамед­лительно переходить от одних действий к другим соответственно изменяющейся обстановке («Салки»—1 класс, «Зайцы в ого­роде»—2 класс, «Подвижная цель»—3-4-класс).

В 7—8 лет быстро совершенствуется способность к различ­ным точным движениям. Этому помогают метания в цель; упраж­нения с малыми мячами — удары о пол, броски в стену с ловлей, подбрасывание и ловля мяча с различными дополнительными движениями; различные сложные манипуляции с другими мел­кими предметами — палочками, колечками, кубиками и т. д. С помощью этих упражнений учащиеся быстрее овладевают тех­никой письма, рисования.

Одним из проявлений ловкости является умение сохранять равновесие тела в статическом положении и в движении. Устой­чивость тела у детей при статических позах постепенно улучша­ется. Так, например, в период с 7 до 12 лет средняя амплитуда колебаний тела в сагиттальной (передне - задней) плоскости уменьшается почти до той же величины, что и у взрослых.

Упражнения для воспитания силы у детей младшего возра­ста должны быть главным образом динамическими. В мышцах детей сухожильная часть относительно невелика, что обеспечи­вает большую степень их сокращения. Нужно сохранять эти ценные особенности.

 

Таблица 1

Показатели силы основных групп мышц  (в кг)

 

Возраст

Разгибатели туловища

Сгибатели кисти

Сгибатели предплечья

Разгитабели предплечья

Икроножные мышцы

8

44,5

14,9

12,8

9,2

8,4

9

46,1

19,1

14,9

11,3

10,3

10

55,3

20,9

17,3

13,0

12,4

11

59,7

22,0

18,8

14,7

14,4

 

 

Младшим школьникам нужны также упражнения для вос­питания силовой выносливости.

В младшем возрасте быстро увеличивается выносливость к статическим усилиям, темпы ее прироста выше, чем в среднем и старшем школьном возрасте. Однако дети этого возраста час­то не могут поддерживать усилие на строго постоянном уровне. Даже при непродолжительной работе (1—1,5 мин) они непред­намеренно отвлекаются. Это объясняется легкой иррадиацией процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, а также неумением точно дифференцировать степень мышечного напряжения.

 

 

Таблица 2

Показатели выносливости основных групп мышц  (в сек)

 

Возраст

Икроножные мышцы

Сгибатели предплечья

Разгибатели предплечья

Сгибатели кисти

Разгибатели туловища

8

61,3

74,5

69,7

55,3

43,0

9

72,5

101,1

94,2

82,3

52,5

10

91,1

103,2

95,6

95,8

67,4

11

108,2

112,0

98,2

97,1

79,5

 

Для воспитания статической выносливости у детей младшего школьного возраста используются различные упражнения в форме достаточно длительного удержания определенных поз: смешанные висы и упоры, стояние на носках, упражнение «ласточка» и др.

Особое внимание в физическом воспитании младших школь­ников должно быть обращено на совершенствование быстроты движений. Быстрота — способность выполнять движения в ми­нимальное время. Она зависит от скорости двигательных реак­ций (ответных действий на какой-либо сигнал), скорости от­дельных движений и частоты движений, определяемой количе­ством в секунду.

При воспитании быстроты ставятся две основные задачи: увеличение скорости одиночных простых движений и увеличение частоты движений в локомоторных двигательных действиях, то есть связанных с перемещением всего тела в пространстве. Простые двигательные реакции — это ответные движения на известные, но внезапно появляющиеся сигналы. В жизни они имеют боль­шое значение, например при действиях в трудных условиях ме­стности, при управлении механизмами. Существует довольно быстрый переход от уже выработанных двигательных реакций к новым видам реакций: люди, быстро реагирующие в одних ус­ловиях, быстро реагируют и в других. Это очень важно, так как быстрая реакция часто спасает человеку жизнь.

Быстрота реакции ребенка в большой степени зависит от типа его нервной системы и является качеством, наследуемым от родителей, но ее можно развивать соответствующими упраж­нениями.

 Для воспитания быстроты движений у детей младшего школьного возраста широко используются игры-упражнения с внезапными остановками, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее, время («Команда быстроногих»—2 класс, «День и ночь»—3-4 класс).

Кроме развития быстроты, в задачи физического воспита­ния детей младшего школьного возраста входит также формиро­вание у них способности выполнять скоростную работу возмож­но более длительное время. Выносливость в скоростной работе определяется многими факторами, главными из которых явля­ются функциональные возможности различных систем организ­ма, устойчивость к неблагоприятным сдвигам во внутренней среде организма и в центральной нервной системе, возникающие в процессе длительной напряженной работы.

Выносливость воспитывается путем применения упражнений, оказывающих на организм ребенка общую физическую нагруз­ку несколько больше той, которую он уже привык переносить. В процессе таких упражнений организм ребенка постепенно адаптируется к состоянию утомления, вызываемому повышен­ным объемом работы, приобретается способность выполнять то или иное движение (бег, серии прыжков и пр.) более длительно, а затем быстро восстанавливать силы после физических нагрузок.

Выносливость прежде всего проявляется в беге, прыжках, ходьбе на лыжах. Это так называемая специальная выносли­вость. Но она имеет свойство переходить и на другие виды деятельности примерно такого же характера интенсивности и продолжительности. Так происходит повышение общей вынос­ливости ребенка.

В зависимости от вида выносливости разделяют и упраж­нения, с помощью которых она вырабатывается. Упражнения такого рода бывают специфическими (например, для выносли­вости в беге — кроссы, бег по снегу, серии подготовительных упражнений) и специфическими (например, для выносливости в ходьбе на лыжах — обычная ходьба, бег, серии прыжковых упражнений). Общий объем нагрузки, включающий длительную работу повышенной интенсивности, должен определяться с уче­том возрастного развития ребенка. Нагрузки должны быть оп­тимальными как по продолжительности, так и по интенсивности, чередуемыми с достаточными для восстановления сил паузами отдыха.

Из существующих методов применения упражнений для вы­работки выносливости у младших школьников наиболее при­емлемым является так называемый повторный, метод: чередо­вание нагрузки с паузами отдыха. Может быть использован также и переменный метод тренировки, заключающийся в чередо­вании сильных нагрузок со средними и слабыми (без пауз от­дыха). Равномерный метод тренировки, заключающийся в вы­полнении всего запланированного объема работы в одинаковом постоянном темпе, является самым большим по нагрузке и поэтому применяется редко.

Для воспитания выносливости у младших школьников широко применяются игры с краткими повторениями действий и с непрерывным движением, связанным со значительной затра­той сил или энергии. Однако следует учитывать, что общее число повторных действий должно быть невелико и чередоваться с короткими перерывами для отдыха. На непрерывную деятельность играющих должно отводиться относительно короткое вре­мя («Два мороза» - 1 класс, «Белые медведи» - 2 класс, «Караси и щуки» - 3-4 класс).                                                                      

 

ОБУЧЕНИЕ   ДВИГАТЕЛЬНЫМ   ДЕЙСТВИЯМ

 

В школе физические упражнения используются главным об­разом как одно из наиболее действенных средств укрепления здоровья детей, стимуляции физического развития и воспитания жизненно важных качеств. Но для получения от каждого вы­полняемого упражнения нужного результата совершенно необ­ходимо, чтобы дети делали его технически правильно: по форме (направлению движений, амплитуде) и характеру усилий (напряжению, ритму, темпу). Поэтому одной из важных задач учителя физической культуры является обучение детей правиль­ной технике движений. Многие из этих движений имеют непосредственное прикладное применение в труде, военном деле и спорте. Школа призвана готовить детей к этим видам их буду­щей деятельности, и поэтому в содержание физического обра­зования школьников входят и прикладные виды физических упражнений.

Программный материал для 1—4 классов составлен из трех основных разделов: гимнастики, игр и лыжной подготовки,

Гимнастика как раздел включает следующие виды уп­ражнений.

Построения и перестроения. Они имеют большое значение как средство организации учащихся на уроках физической культуры. Применение этих упражнений способствует также воспитанию правильной осанки, развитию точности движений, чувства рит­ма и темпа, навыка в коллективных действиях, концентрации вни­мания. Построения и перестроения нужно рассматривать как элементы строевой подготовки. Кроме раздела гим­настики, они входят также в раздел лыжной подготовки.

Основные положения и движения рук, ног, туловища.

Упражнения с большими мячами.

Упражнения с малыми мячами.

Все перечисленные выше виды гимнастических упражнений входят в группу общеразвивающих. Эти упражнения укрепляют двигательный аппарат ребенка, но значительно большая цен­ность их состоит в том, что они дают так называемую школу движений. Изучая основные положения и движения руками, но­гами, туловищем, головой, ученики получают представление об основных компонентах всякого движения — направлении, амп­литуде, напряжении, ритме, темпе — и приучаются сознательно управлять движениями своего тела. После овладения основным механизмом каждого элементарного движения, а также соеди­нениями различных движений учащиеся продолжают совершен­ствовать навык двигательного действия до тех пор, пока не бу­дет достигнута необходимая согласованность всех компонентов и движение не будет достаточно точным; кроме того, оно долж­но протекать свободно, без излишнего напряжения, т. е. эконом­но. Такое движение не только эффективно в смысле достижения определенного результата, но и красиво. Общеразвивающие гимнастические упражнения играют большую роль и в воспита­нии у школьников навыков правильного дыхания.

Упражнения для формирования осанки. Они выделены осо­бо, поскольку осуществление этой задачи имеет очень важное значение в школе.

Акробатические упражнения разносторонне влияют на ор­ганизм детей, но особенное значение их заключается в сильном воздействии на вестибулярный аппарат. С помощью этих уп­ражнений наиболее эффективно развивается ориентировка в пространстве, чувство равновесия.

Упражнения для развития равновесия. Умение сохранять равновесие весьма важно в жизненной практике человека. Оно отчетливо проявляется в ряде сложных движений и положений тела, связанных с быстротой перемещения, быстротой смены положений, непривычностью позы, уменьшением и повышением площади опоры. Для того чтобы управлять равновесием своего тела, нужно сформировать у учащихся специальный навык. При выполнении специально подобранных с этой целью упражнений ясно ощущаются перемещение центра тяжести тела и неравно­мерность мышечных усилий, направленных на сохранение рав­новесия. В результате многократного выполнения таких движе­ний и формируется навык в удержании равновесия. Упражне­ния в равновесии, кроме того, способствуют развитию коор­динации движений, ориентировки в пространстве, самооблада­ния, смелости.

Танцевальные упражнения помогают улучшить осанку, вы­работать плавность, легкость и непринужденность походки. Это своеобразная азбука выразительности и грациозности движе­ний. В учебной программе по физической культуре для на­чальных классов танцевальные упражнения представлены в ви­де подготовительных упражнений, танцевальных элементов и их комбинаций — танцевальных игр и танцев.

Подготовительные танцевальные упражнения помогают на­учить детей принимать правильное и устойчивое положение туловища, соблюдать точные направления в движениях рук и ног, избавиться от скованности. Они обогащают учащихся за­пасом движений, которые становятся выразительным средством танца и прочной основой в освоении его.

Танцевальные элементы — это в основном шаги различных танцев. Они различаются по координации движения, характеру и манере исполнения. Для одних характерна скромность, сдержанность и плавность движений, для других — задор, сила, удаль. Эти отличительные особенности танцевальных движений по-разному воспринимаются девочками и мальчиками. Девочки больше интересуются грациозными и плавными движениями, мальчики — резкими, энергичными.

Из большого объема танцевальных элементов для начальных классов могут быть использованы лишь самые основные и до­ступные, необходимые для последующего обучения танцу, наи­более эффективные для выработки координации движений, чув­ства темпа и ритма. К таким движениям относятся подскоки, шаг галопа, приставной шаг, переменный шаг и др.

Важнейшей особенностью детских танцев являются их про­стота и законченность танцевальной формы. Построены они пре­имущественно на народной основе. Первые танцевальные уме­ния, которые приобретают школьники, лучше всего закреплять в форме танцев-игр, которые помогают детям легче усваивать пройденный материал, способствуют развитию музыкальности и ритмичности. Дети привыкают прислушиваться к музыке, различать средства музыкальной выразительности и сочетать с му­зыкой свои движения. Танец-игра строится на танцевальных и естественных движениях с использованием мелких предметов — флажков, лент, мячей и т. л. Танцевальные и ритмические игры целесообразно применять в 1—2 классах, в 3-4 классе вводится и танец в паре. 

Ходьба и бег относятся к естественным видам движений, спо­собствуют развитию опорно-двигательного аппарата и занимают в физическом воспитании школьников одно из ведущих мест. Основная задача обучения в начальных классах — воспитать у детей навык правильной, рациональной, красивой ходьбы. Кро­ме того, должно быть обращено внимание на умение сохранять заданный темп ходьбы, а также изменять его соответственно различным условиям. В 3-4 классе приобретенные навыки совер­шенствуются.

Бег на различные дистанции также является одним из самых распространенных упражнений; как неотъемлемая часть, он входит во многие другие виды движений (прыжки, метания, игры). Основной задачей обучения бегу в начальных классах является воспитание у учащихся навыка свободного, прямоли­нейного бега на носках с хорошей осанкой, с достаточно высо­ким подниманием бедра, параллельной постановкой стоп. В 1 классе основное внимание обращается на свободу, непри­нужденность бега, правильную осанку. Во 2 классе, продолжая работу над воспитанием свободного и легкого бега, следует обучить детей ставить ногу с передней части стопы, бежать рит­мично, а также с изменением темпа. В 3-4 классе, совершенствуя свободу и непринужденность бега, переходят к обучению быст­рому бегу, а также умению преодолевать различные препят­ствия во время бега.

Прыжки также являются естественным видом двигательной деятельности. Они характеризуются кратковременными, но силь­ными мышечными напряжениями, развивают умение концент­рировать свои усилия и быстро ориентироваться в пространстве, координацию движений, глазомер, содействуют развитию быстроты, ловкости, смелости. Занятия прыжками оказывают поло­жительное влияние на деятельность сердечно-сосудистой, дыха­тельной и других систем организма. Прыжки, включенные в программу 1-4 классов, можно разделить на два вида: а) через вертикальные препятствия (прыжки в высоту) и б) через гори­зонтальные препятствия (прыжки в длину). С 1 класса в програм­му включены также прыжки со скакалкой и прыжки с высоты (в глубину) как подготовительные к спортивным прыжкам.

В начальной школе  ставится  задача  создания  правильной основы в обучении прыжкам. Предусматривается обучение важнейшим элементам прыжка: правильному разбегу и сильному отталкиванию, координации движений в полете и мягкому при­землению. Для этого систематически и последовательно разви­вают навыки в самых разнообразных ярыжках. Начинают с уп­ражнений со скакалкой, затем обучают мягкому приземлению при спрыгивании с небольшой высоты (от 20 до 60 см) и только после этого приступают к обучению прыжкам в длину и высоту с разбега.

Прыжки со скакалкой улучшают деятельность сердечно-со­судистой и дыхательной систем, вырабатывают общую выносли­вость организма, развивают тонкую координацию движений, ориентировку в пространстве, чувство темпа, ловкость, прыгу­честь, укрепляют связки, суставы, мышцы туловища и особенно ног. В 1 классе детей обучают прыжкам с длинной и короткой скакалками, в последующих классах — только с короткой.

Прыжки с высоты (в глубину) включены в программу 1— 4 классов как обязательные; в последующих же классах они не являются самостоятельным видом упражнений, но встречаются в виде соскоков с гимнастических снарядов. По­этому в начальной школе особенно важно выработать у уча­щихся навыки мягкого и устойчивого приземления.

Прыжки в длину с разбега проводятся во всех классах на­чальной школы. Основная задача обучения — научить сочета­нию разбега с отталкиванием. Особое взимание обращается на фазу отталкивания, поэтому прыжки проводятся с небольшого разбега (5—6 шагов). Важную роль в прыжках в длину иг­рает точность попадания толчковой ногой на место отталкива­ния. Поэтому уже в начальной школе детей учат отталкиваться с определенного места, из «зоны отталкивания», которая по ме­ре усвоения учащимися техники прыжка постепенно уменьша­ется до величины стандартного бруска для отталкивания.

Метания. В начальной школе ставится задача научить школь­ников правильно, метко и далеко метать малые мячи и другие легкие предметы. При последовательном и правильном приме­нении метаний в уроках можно положительно влиять на разви­тие нервно-мышечного и костносвязочного аппарата не только верхних конечностей и плечевого пояса, но и всего организма в целом. Метания вырабатывают точные согласованные движе­ния кисти, предплечья, плеча, плечевого пояса, ног и туловища, а также глазомер и умение соразмерить свои усилия.

Наконец, последний вид раздела гимнастики — это упраж­нения в лазанье и перелезании. Они способствуют развитию силы мышц (особенно рук и плечевого пояса), ловкости, коор­динации движений, выносливости и, кроме того, имеют непо­средственно прикладное значение.

Игры. В новой школьной программе подвижные игры для I—4 классов распределены по признаку преимущественных двигательных действий: с элементами общеразвивающих упраж­нений, с бегом, с прыжками на месте и с места (1-2 классы), с прыжками с высоты (1—2 классы), с прыжками в высоту с разбега (в 1-2 классах — с прямого разбега), с прыжками в длину с разбега, с метанием на дальность и в цель, с лазаньем и перелазанием (3-4 класс).

Применение игр, включающих движения, родственные по структуре и характеру тем двигательным действиям, которые изучаются во время занятий гимнастикой и лыжной подго­товкой, очень важно. Известно, что элементарные умения и на­выки, приобретенные детьми в игровых условиях, не только сравнительно легко перестраиваются при последующем, более углубленном изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приема­ми. На этапе начального ознакомления с тем или другим уп­ражнением (из разделов гимнастики или лыжной подготовки) применение родственных игр помогает предупреждать непра­вильные движения.

На этапе совершенствования двигательных действий их не­однократное повторение в игровых условиях помогает развивать у детей способность наиболее экономно и целесообразно вы­полнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде. Например, на уроке в 1 классе учитель обращает внима­ние детей на то, что при быстрых перебежках надо высоко под­нимать колени. Ученики пробуют пробегать так короткие отрез­ки дистанции (поочередно, в группах). В помощь начальному ознакомлению с таким способом бега проводится игра «Через кочки и пенечки». В ней дети сначала шагают под речитатив, поднимая колени повыше, а затем убегают от «пчел», тоже ста­раясь высоко поднимать колени. Эта же игра применяется и на этапе совершенствования в технике бега с высоким подниманием бедра.

При совершенствовании двигательных навыков важно при­учать детей действовать наиболее целесообразно в различных ситуациях, научить правильно применять приобретенные навы­ки в нестандартных условиях. В связи с этим уже в III классе большое значение приобретают эстафеты с преодолением раз­нообразных препятствий. Участвуя в подобных эстафетах, ученики наглядно убеждаются в прикладности, жизненной необхо­димости освоения материала программы. Препятствия подбира­ют с учетом подготовленности и возраста учеников и в соответ­ствии с учебным материалом для 3-4 класса. Задания не должны быть очень легкими (иначе ученики теряют интерес к ним) или слишком сложными (что может вызывать чувство неуверенно­сти, страха). Препятствия ставят каждый раз в ином порядке, очередность преодоления их тоже изменяют, действия услож­няют дополнительными заданиями.

Иногда дети, правильно усвоив на занятиях гимнастикой ос­новные элементы техники прыжков, метаний, в играх выполняют движения небрежно. В этом случае нужно организовать игровую обстановку таким образом, чтобы дети были заинтересованы в качественном выполнении движений, чтобы от этого зависели итоги игры. Так, при метании на дальность и в цель различных предметов игровые ситуации должны подсказывать детям вы­годность использования изученных приемов техники для того, чтобы «выиграть», «победить».

В связи с разнообразными двигательными игровыми дейст­виями надо использовать возможности развивать у детей спо­собность правильно оценивать пространственно-временные отно­шения. Многие первоклассники, например, плохо справляются с мячом именно вследствие слабого развития этой способности. Следует содействовать развитию у учеников распределенного внимания, то есть способности одновременно воспринимать многое и целесообразно реагировать на воспринятое. Не менее важное  значение приобретают игры с различными мелкими предметами (мячами, мешочками и др.). Такие упражнения в играх повы­шают тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, содействуют совершенствованию функций мелких двигательных приспособлений рук и пальцев. Подобные игры в программе от­несены в основном к группе игр «с элементами общеразвивающих упражнений».

Лыжная подготовка. В 1—4 классах в ее задачи входит ознакомить детей с простейшими правилами обращения с лыж­ным инвентарем, обучить основным строевым приемам с лыжа­ми, видам построений, перестроений и передвижений в строю; обучить некоторым способам передвижения на лыжах.

В число самых необходимых способов передвижения на лы­жах в период начального обучения включены: попеременный двухэтажный ход, подъемы ступающим шагом (2 класс) и ле­сенкой, спуск в основной стойке (2 класс), поворот переступанием вокруг пяток лыж (1 класс) и вокруг носков лыж (2 класс).

Занятия лыжным спортом оказывают разностороннее влия­ние на организм человека, на его здоровье; передвижение на лыжах широко применяется в быту и в военном деле. Все это и послужило причиной того, что лыжная подготовка включена теперь в школьную программу уже с первого класса.

 

СОДЕЙСТВИЕ УМСТВЕННОМУ,   НРАВСТВЕННОМУ

 И ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

 

Физическое воспитание в школе, как часть общей системы коммунистического воспитания, неразрывно связано со всеми другими его сторонами — умственным, нравственным и эстетическим - воспитанием и оказывает положительное влияние на осуществление стоящих перед ними задач. Доказано, например, что двигательная деятельность способствует функциональному развитию всех областей головного мозга.

Повышение уровня физического развития, укрепление здо­ровья и рост общей работоспособности, что достигается в про­цессе физического воспитания, вызывают также и повышение умственной работоспособности учащихся. Имеются многочис­ленные достоверные статистические данные, показывающие, что текущая успеваемость школьников, активно занимающихся фи­зической культурой и спортом, значительно выше, чем у осталь­ных детей.

Очень большое влияние оказывает активный двигательный режим на характер устойчивости умственной работоспособности на протяжении всего учебного года. Как показали исследования, у учащихся, объем двигательной деятельности которых не соот­ветствует потребностям их организма, более заметно снижается работоспособность к концу уроков в школе, к концу дня, недели, четверти и года, чем у тех, кто регулярно занимается физической культурой и спортом.

Кратковременные физические упражнения в процессе уро­ков в школе и приготовления домашних заданий (физкультми­нутки), а также в процессе труда (физкультпаузы) способствуют поддержанию активного внимания и повышают производитель­ность труда. На занятиях, которые следуют после уроков физи­ческой культуры, успеваемость учащихся, как правило, повы­шается.

Прогулки и небольшие по нагрузке физические упражнения, проводимые, после окончания уроков, являются лучшим сред­ством восстановления умственной работоспособности.

Помимо косвенного влияния на умственное развитие школь­ников, физическое воспитание оказывает на него и прямое воз­действие. Во-первых, потому что учащиеся вооружаются необ­ходимыми каждому человеку знаниями об основах анатомии, двигательного аппарата, биомеханики движений, физиологии двигательной деятельности, принципах и правилах тренировки, гигиены при физических упражнениях, истории физической куль­туры и т. д. Во-вторых, физические упражнения развивают не только физические качества, но и сообразительность, наблю­дательность, вдумчивость и т. д. Чем напряженнее физические упражнения, тем больше они требуют напряжения и умственных сил (особенно это относится к упражнениям в ловкости). В-третьих, у детей воспитывается устойчивый интерес, созна­тельная потребность в регулярных занятиях физическими уп­ражнениями, которая впоследствии становится прочной при­вычкой.

Учитель физической культуры, как и учителя по другим предметам, постоянно следит за тем, как учащиеся относятся к самим себе, как ведут себя в коллективе.

В процессе уроков - физической культуры и внеклассных за­нятий спортом учитель всемерно содействует:

- формированию у школьников морально-волевых  качеств — решительности, смелости, настойчивости, самообладания и т. д.; формированию  нравственных  убеждений,  привычки  твердо соблюдать правила поведения, нетерпимости к недостойным по­ступкам;

- воспитанию чувства патриотизма и дружбы с другими на­родами;

- воспитанию чувства ответственности за свои действия перед коллективом, дисциплинированности, правдивости, приветливо­сти, скромности, сдержанности, товарищества, и других поло­жительных черт характера.

Необходимо предоставлять детям возможно большую само­стоятельность (конечно, в разумных пределах) для воспитания у них сознательности, инициативности и активности. С этой це­лью рекомендуется привлекать учащихся к проведению простей­ших игр, эстафет и соревнований в роли руководителей.

Уроки физической культуры в школе содействуют также эс­тетическому развитию учащихся. Дети постепенно получают необходимые знания о правильном, гармоничном сложении и развитии тела; об изяществе движений; о красоте поступков на­стоящих спортсменов, воспитанных на лучших традициях российского спорта. Важно прививать эти понятия с раннего возраста, тогда они прочно укоренятся и сохранятся на всю жизнь.

Hosted by uCoz