Методика уроков
Физической культуры
В начальной школе
П Л А Н
1. Укрепление здоровья, содействие физическому развитию детей.
2. Воспитание жизненно важных физических качеств.
3. Обучение двигательным действиям.
Х |
орошее здоровье в основном определяется
правильным расположением, устройством, функциональной деятельностью всех
органов тела, отсутствием предрасположений к каким-либо заболеваниям.
Нормальное физическое
развитие — это изменение строения и функций организма ребенка с возрастом,
происходящее в естественном соответствии с его ростом. Морфологические и
функциональные изменения, происходящие в организме, очень сложны, но все же о
нормальном или ненормальном ходе развития можно судить с достаточной степенью
объективности по некоторым показателям, которые внешне отражают этот процесс.
Эти показатели — рост тела, вес и окружность грудной клетки. Они связаны с
массой, плотностью и формой тела. По взаимосвязи этих факторов можно оценивать
крепость телосложения ребенка. Кроме того, принимаются во внимание некоторые
описательные (соматоскопическое) признаки (состояние мускулатуры, степень
жироотложения, форма осанки, половая зрелость) и физиометрические признаки — жизненная
емкость легких, становая сила, сила сжатия кисти и др.
В младшем школьном возрасте у
детей продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп
роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом
дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно
Примерно на
Активная двигательная
деятельность способствует росту и развитию костной и мышечной ткани, внутренних
органов и органов чувств. Она стимулирует обменные процессы в организме
ребенка, способствует повышению его защитных свойств. Благодаря увеличению количества
лейкоцитов в крови и их активности к поглощению болезнетворных микробов
значительно возрастает сопротивляемость организма к воздействию неблагоприятных
условий внешней среды — жары, холода, недостатка кислорода, повышенного
атмосферного давления, вредных примесей воздуха и др.
Необходимо заметить, что
рост, развитие, здоровье, активность являются прежде всего результатом
наследования определенных физических данных от родителей. Они обусловливаются
в значительной мере также правильным питанием, соблюдением рационального
режима жизни и другими социальными факторами. Но все же физическое воспитание
служит решающим фактором в обеспечении
высокой жизненной дееспособности детей. Без регулярных, специально
организованных физических упражнений в современных условиях даже дети, унаследовавшие
от родителей хорошее здоровье, развитие и живущие в хороших условиях, не
достигают того уровня в физической подготовленности, которого могут достичь
дети среднего и ниже среднего развития при условии систематических занятий физической
культурой.
Дети, не занимающиеся
систематически физическими упражнениями, как правило, отстают в росте и в
развития. Недостаток движения (гипокинезия), если он небольшой, приводит к приостановке
или снижению роста и дееспособности организма, а если большой — даже к
постепенной атрофии мышц, ожирению и другим серьезным нарушениям. Физические
упражнения являются средством профилактики возможных нарушений нормального
физического развития.
Двигательная деятельность
ребенка младшего школьного возраста де должна быть и чрезмерной. Следует
остерегаться интенсивных нагрузок, потому что значительная часть энергетических
ресурсов организма в этом возрасте
расходуется на пластические процессы (процессы роста и развития), а сильная мышечная
деятельность связана с большими затратами энергии. Чрезмерно интенсивная
тренировка не улучшит, а, наоборот, затормозит рост и развитие.
Одновременно с общей задачей
— с помощью физических упражнений содействовать разностороннему и
гармоническому развитию детей — перед физическим воспитанием стоит и другая,
более узкая задача: исправлять индивидуальные недостатки физического развития.
У многих детей имеются нарушения осанки, плоскостопие, признаки ожирения.
Школьники младшего возраста в наибольшей степени подвержены нарушениям физического
развития.
Значительная часть учащихся
начальной школы имеет какие-либо нарушения осанки. Подавляющее большинство этих
нарушений имеет нестойкий функциональный характер, они могут быть исправлены с
помощью физических упражнений.
Наибольшее число дефектов
наблюдается у детей 7—12 лет в форме плечевого пояса. Это главным образом
асимметрия шейно-плечевых линий и положения лопаток, чрезмерная сведенность
плеч вперед и отставание нижних углов лопаток.
Следующий распространенный
дефект — плоскостопие. Оно препятствует правильной осанке, снижает способность
детей к длительному стоянию, ходьбе, бегу и многим другим движениям.
Нарушения в форме
позвоночника встречаются относительно реже.
Исправлять нарушения осанки у
детей нужно возможно ранее, пока они не перешли далее первой-второй степени.
Первая степень — нефиксированные отклонения позвоночника до 5° от нормы,
нерезкая торсия (скручивание) позвонков, небольшое отставание лопатки. Вторая
степень — наличие противоискривлений (например, в грудном отделе «выбухание»
справа, в поясничном — слева), торсия 6—25°, грубых нарушений формы грудной
клетки и таза нет, подвижность позвоночника несколько ограниченна; в
горизонтальном положении (лежа) и вертикальном (в висе на гимнастической
стенке) искривления частично выправляются.
Для формирования правильной
осанки используются специально подобранные комплексы физических упражнений.
Для исправлений ранее возникших
нарушений осанки прежде всего нужны разносторонняя общая физическая
подготовка, большой объем упражнений на развитие дыхания и равновесия.
Значительную часть упражнений рекомендуется проводить в положениях,
благоприятствующих разгрузке позвоночника,— лежа на спине и на животе, на
четвереньках. Важно, чтобы занятия были эмоциональны, так как для многих детей
с нарушениями осанки характерно депрессивное состояние. Необходимо вселить в
них бодрость, веру в возможность исправления в их возрасте имеющихся недостатков.
Естественно, на уроках физической культуры надо разъяснять детям вред таких
дурных привычек, как сидеть боком к столу, согнувшись, с опущенным левым
локтем, на ноге, на слишком высоком стуле; стоять с опорой на одну ногу;
держать руки в карманах; «вешать» голову; в работе пользоваться одной рукой.
Среди учащихся 1-4 классов встречаются и такие, у которых
вес тела значительно превышает средние возрастные нормы; иногда наблюдаются и
признаки ожирения первой степени.
Ожирение относится к числу трудно
поддающихся коррекции нарушений физического развития. Различаются формы ожирения
эндогенного характера, связанного с нарушением функций эндокринных желез, и
экзогенного характера, обусловленного обильным питанием.
На занятиях физической
культурой учащимся, предрасположенным к ожирению, даются в увеличенном объеме
следующие виды физических упражнений:
- активизирующие деятельность
кровообращения и дыхания (при ожирении эти функции часто нарушаются) — ходьба,
бег, ходьба на лыжах, подвижные игры и др.;
- улучшающие
моторно-двигательную функцию — упражнения на ловкость, для воспитания
правильной осанки;
- укрепляющие мышцы живота
(место наибольшего отложения жира), что непосредственно должно улучшить
деятельность органов брюшной полости;
- увеличивающие мышечную
массу — упражнения с набивными мячами, с сопротивлением и др.
Учащимся разъясняется, что
физические упражнения могут дать желательный эффект только в комплексе с диетой
и правильным общим режимом.
Огромное значение в
осуществлении оздоровительных задач физического воспитания младших школьников
имеют правильный выбор и проведение игр, которые занимают значительное место в
их деятельности. Игры должны помогать нормальному росту, развитию и укреплению
костносвязочного аппарата, мышечной системы и, в частности, формированию
правильной осанки. Поэтому для уроков физической культуры рекомендуются
подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую,
работу большие мышечные группы тела (мышцы спины и живота). Положительно влияют
на здоровье детей 7—9 лет игры с бросанием, ловлей и метанием на дальность и в
цель различных по форме легких предметов: волейбольных мячей, маленьких
прыгающих и тряпичных мячиков, палочек, мешочков с крупнозернистым песком и т.
д.
Следует избегать при
проведении игр чрезмерных мышечных напряжений, однообразных медленных движений.
Проводя игры с умеренной и большой подвижностью, нужно укреплять органы
дыхания, кровообращения, содействовать хорошему обмену веществ. Для этого надо
проводить игры так, чтобы дети не переутомлялись; действия, требующие большой
затраты сил и энергии, должны чередоваться с кратковременными перерывами, являющимися
активным отдыхом. Игры с речитативами, пением,
коллективными возгласами помогают
установке ритмичного, полного
дыхания.
Игры должны благоприятно
влиять на нервную систему детей. Надо предупреждать случаи чрезмерных нагрузок
на память и внимание, а также возможные ссоры; игры должны содействовать,
проявлению лишь положительных эмоций. При проведении игр следует учитывать
общую нагрузку урока.
ВОСПИТАНИЕ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
Значение воспитания высоких
физических качеств в условиях современного общества не снижается, а, наоборот,
постоянно возрастает.
Ловкость, силу, быстроту,
выносливость, а также гибкость и способность произвольно расслаблять мышцы надо
развивать у детей гармонически, начиная с раннего возраста.
Ловкость —
это способность человека быстро овладевать новыми движениями и перестраивать
двигательную деятельность соответственно меняющимся условиям. О развитии
ловкости человека можно судить по тому, какими сложными движениями он способен
овладевать, какое время ему необходимо для этого, и по степени точности,
которой он может достигнуть в данном движении после некоторой тренировки.
У детей в возрасте от 7 до
12—13 лет происходят наибольшие сдвиги в развитии координации движений. По
своей структуре мозг 7—8-летнего ребенка уже приближается к структуре мозга
взрослого человека: объем корковых полей двигательного анализатора составляет
около 80%, а подкорковых образований — 95% объема взрослого человека. С 7 до 12
лет происходит быстрое развитие двигательного анализатора, улучшение дифференцировочной
(различительной) способности зрительного анализатора. В 8—12 лет лабильность (подвижность)
нервно-мышечной системы достигает нормы взрослого человека. Таким образом,
детям можно и нужно давать как можно больше упражнений для воспитания
координации движений. При этом важно совершенствовать у них мышечное чувство —
различения темпа и амплитуды движений, степени напряжения и расслабления мышц,
а также чувство времени и пространства.
Для
воспитания координации движений используются различные, постепенно усложняемые
сочетания элементарных движений рук и ног; более трудные акробатические упражнения?
танцевальные движения — ритмическая ходьба, чередование ходьбы и бега в различных
сочетаниях; усложненные прыжки со скакалкой, с различными дополнительными движениями
рук; прыжки через разные препятствия; упражнения с большими мячами— передачи,
перебрасывания с ловлей и др. Для этих целей используются также игры,
побуждающие учеников незамедлительно переходить от одних действий к другим
соответственно изменяющейся обстановке («Салки»—1 класс, «Зайцы в огороде»—2
класс, «Подвижная цель»—3-4-класс).
В 7—8
лет быстро совершенствуется способность к различным точным движениям. Этому
помогают метания в цель; упражнения с малыми мячами — удары о пол, броски в
стену с ловлей, подбрасывание и ловля мяча с различными дополнительными
движениями; различные сложные манипуляции с другими мелкими предметами —
палочками, колечками, кубиками и т. д. С помощью этих упражнений учащиеся
быстрее овладевают техникой письма, рисования.
Одним из проявлений ловкости
является умение сохранять равновесие тела в статическом положении и в движении.
Устойчивость тела у детей при статических позах постепенно улучшается. Так,
например, в период с 7 до 12 лет средняя амплитуда колебаний тела в
сагиттальной (передне - задней) плоскости уменьшается почти до той же величины,
что и у взрослых.
Упражнения для воспитания
силы у детей младшего возраста должны быть главным образом динамическими. В
мышцах детей сухожильная часть относительно невелика, что обеспечивает большую
степень их сокращения. Нужно сохранять эти ценные особенности.
Таблица 1
Показатели силы основных групп мышц (в кг)
Возраст |
Разгибатели
туловища |
Сгибатели
кисти |
Сгибатели
предплечья |
Разгитабели
предплечья |
Икроножные
мышцы |
8 |
44,5 |
14,9 |
12,8 |
9,2 |
8,4 |
9 |
46,1 |
19,1 |
14,9 |
11,3 |
10,3 |
10 |
55,3 |
20,9 |
17,3 |
13,0 |
12,4 |
11 |
59,7 |
22,0 |
18,8 |
14,7 |
14,4 |
Младшим школьникам нужны
также упражнения для воспитания силовой
выносливости.
В младшем возрасте быстро
увеличивается выносливость к статическим усилиям, темпы ее прироста выше, чем в
среднем и старшем школьном возрасте. Однако дети этого возраста часто не могут
поддерживать усилие на строго постоянном уровне. Даже при непродолжительной
работе (1—1,5 мин) они непреднамеренно
отвлекаются. Это объясняется легкой иррадиацией процессов возбуждения и торможения
в коре головного мозга, а также неумением точно дифференцировать степень
мышечного напряжения.
Таблица 2
Показатели выносливости основных групп
мышц (в сек)
Возраст |
Икроножные
мышцы |
Сгибатели
предплечья |
Разгибатели
предплечья |
Сгибатели
кисти |
Разгибатели
туловища |
8 |
61,3 |
74,5 |
69,7 |
55,3 |
43,0 |
9 |
72,5 |
101,1 |
94,2 |
82,3 |
52,5 |
10 |
91,1 |
103,2 |
95,6 |
95,8 |
67,4 |
11 |
108,2 |
112,0 |
98,2 |
97,1 |
79,5 |
Для воспитания статической
выносливости у детей младшего школьного возраста используются различные
упражнения в форме достаточно длительного удержания определенных поз: смешанные
висы и упоры, стояние на носках, упражнение «ласточка» и др.
Особое внимание в физическом
воспитании младших школьников должно быть обращено на совершенствование
быстроты движений. Быстрота —
способность выполнять движения в минимальное время. Она зависит от скорости
двигательных реакций (ответных действий на какой-либо сигнал), скорости отдельных
движений и частоты движений, определяемой количеством в секунду.
При воспитании быстроты
ставятся две основные задачи: увеличение скорости одиночных простых движений и
увеличение частоты движений в локомоторных двигательных действиях, то есть
связанных с перемещением всего тела в пространстве. Простые двигательные
реакции — это ответные движения на известные, но внезапно появляющиеся сигналы.
В жизни они имеют большое значение, например при действиях в трудных условиях
местности, при управлении механизмами. Существует довольно быстрый переход от
уже выработанных двигательных реакций к новым видам реакций: люди, быстро реагирующие
в одних условиях, быстро реагируют и в других. Это очень важно, так как
быстрая реакция часто спасает человеку жизнь.
Быстрота реакции ребенка в
большой степени зависит от типа его нервной системы и является качеством,
наследуемым от родителей, но ее можно развивать соответствующими упражнениями.
Для воспитания быстроты движений у детей
младшего школьного возраста широко используются игры-упражнения с внезапными
остановками, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее, время («Команда
быстроногих»—2 класс, «День и ночь»—3-4 класс).
Кроме развития быстроты, в
задачи физического воспитания детей младшего школьного возраста входит также формирование
у них способности выполнять скоростную работу возможно более длительное время.
Выносливость в скоростной работе определяется
многими факторами, главными из которых являются функциональные возможности
различных систем организма, устойчивость к неблагоприятным сдвигам во
внутренней среде организма и в центральной нервной системе, возникающие в
процессе длительной напряженной работы.
Выносливость воспитывается
путем применения упражнений, оказывающих на организм ребенка общую физическую
нагрузку несколько больше той, которую он уже привык переносить. В процессе
таких упражнений организм ребенка постепенно адаптируется к состоянию
утомления, вызываемому повышенным объемом работы, приобретается способность
выполнять то или иное движение (бег, серии прыжков и пр.) более длительно, а
затем быстро восстанавливать силы после физических нагрузок.
Выносливость прежде всего
проявляется в беге, прыжках, ходьбе на лыжах. Это так называемая специальная
выносливость. Но она имеет свойство переходить и на другие виды деятельности
примерно такого же характера интенсивности и продолжительности. Так происходит
повышение общей выносливости ребенка.
В зависимости от вида
выносливости разделяют и упражнения, с помощью которых она вырабатывается.
Упражнения такого рода бывают специфическими (например, для выносливости в
беге — кроссы, бег по снегу, серии подготовительных упражнений) и специфическими
(например, для выносливости в ходьбе на лыжах — обычная ходьба, бег, серии
прыжковых упражнений). Общий объем нагрузки, включающий длительную работу
повышенной интенсивности, должен определяться с учетом возрастного развития
ребенка. Нагрузки должны быть оптимальными как по продолжительности, так и по
интенсивности, чередуемыми с достаточными для восстановления сил паузами отдыха.
Из существующих методов
применения упражнений для выработки выносливости у младших школьников наиболее
приемлемым является так называемый повторный, метод: чередование нагрузки с
паузами отдыха. Может быть использован также и переменный метод тренировки,
заключающийся в чередовании сильных нагрузок со средними и слабыми (без пауз
отдыха). Равномерный метод тренировки, заключающийся в выполнении всего
запланированного объема работы в одинаковом постоянном темпе, является самым
большим по нагрузке и поэтому применяется редко.
Для воспитания
выносливости у младших школьников широко применяются игры с краткими
повторениями действий и с непрерывным движением, связанным со значительной
затратой сил или энергии. Однако следует учитывать, что общее число повторных
действий должно быть невелико и чередоваться с короткими перерывами для отдыха.
На непрерывную деятельность играющих должно отводиться относительно короткое
время («Два мороза» - 1 класс, «Белые медведи» - 2 класс, «Караси и щуки» - 3-4
класс).
ОБУЧЕНИЕ
ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
В школе физические упражнения
используются главным образом как одно из наиболее действенных средств
укрепления здоровья детей, стимуляции физического развития и воспитания
жизненно важных качеств. Но для получения от каждого выполняемого упражнения
нужного результата совершенно необходимо, чтобы дети делали его технически
правильно: по форме (направлению движений, амплитуде) и характеру усилий
(напряжению, ритму, темпу). Поэтому одной из важных задач учителя физической
культуры является обучение детей правильной технике движений. Многие из этих
движений имеют непосредственное прикладное применение в труде, военном деле и
спорте. Школа призвана готовить детей к этим видам их будущей деятельности, и
поэтому в содержание физического образования школьников входят и прикладные
виды физических упражнений.
Программный материал для 1—4
классов составлен из трех основных разделов: гимнастики, игр и лыжной подготовки,
Гимнастика как
раздел включает следующие виды упражнений.
Построения и перестроения. Они имеют большое значение как средство организации учащихся на
уроках физической культуры. Применение этих упражнений способствует также
воспитанию правильной осанки, развитию точности движений, чувства ритма и
темпа, навыка в коллективных действиях, концентрации внимания. Построения и
перестроения нужно рассматривать как элементы строевой подготовки. Кроме
раздела гимнастики, они входят также в раздел лыжной подготовки.
Основные положения и движения рук, ног, туловища.
Упражнения с
большими мячами.
Упражнения с малыми мячами.
Все перечисленные выше виды
гимнастических упражнений входят в группу общеразвивающих. Эти упражнения
укрепляют двигательный аппарат ребенка, но значительно большая ценность их
состоит в том, что они дают так называемую школу движений. Изучая основные
положения и движения руками, ногами, туловищем, головой, ученики получают
представление об основных компонентах всякого движения — направлении, амплитуде,
напряжении, ритме, темпе — и приучаются сознательно управлять движениями своего
тела. После овладения основным механизмом каждого элементарного движения, а
также соединениями различных движений учащиеся продолжают совершенствовать
навык двигательного действия до тех пор, пока не будет достигнута необходимая
согласованность всех компонентов и движение не будет достаточно точным; кроме
того, оно должно протекать свободно, без излишнего напряжения, т. е. экономно.
Такое движение не только эффективно в смысле достижения определенного
результата, но и красиво. Общеразвивающие гимнастические упражнения играют
большую роль и в воспитании у школьников навыков правильного дыхания.
Упражнения для формирования осанки. Они выделены особо, поскольку
осуществление этой задачи имеет очень важное значение в школе.
Акробатические упражнения разносторонне влияют на организм детей, но особенное значение их
заключается в сильном воздействии на вестибулярный аппарат. С помощью этих упражнений
наиболее эффективно развивается ориентировка в пространстве, чувство равновесия.
Упражнения для развития равновесия. Умение сохранять равновесие весьма важно в
жизненной практике человека. Оно отчетливо проявляется в ряде сложных движений
и положений тела, связанных с быстротой перемещения, быстротой смены положений,
непривычностью позы, уменьшением и повышением площади опоры. Для того чтобы
управлять равновесием своего тела, нужно сформировать у учащихся специальный
навык. При выполнении специально подобранных с этой целью упражнений ясно
ощущаются перемещение центра тяжести тела и неравномерность мышечных усилий,
направленных на сохранение равновесия. В результате многократного выполнения
таких движений и формируется навык в удержании равновесия. Упражнения в
равновесии, кроме того, способствуют развитию координации движений,
ориентировки в пространстве, самообладания, смелости.
Танцевальные упражнения помогают улучшить осанку, выработать плавность, легкость и
непринужденность походки. Это своеобразная азбука выразительности и грациозности
движений. В учебной программе по физической культуре для начальных классов
танцевальные упражнения представлены в виде подготовительных упражнений,
танцевальных элементов и их комбинаций — танцевальных игр и танцев.
Подготовительные танцевальные
упражнения помогают научить детей принимать правильное и устойчивое положение
туловища, соблюдать точные направления в движениях рук и ног, избавиться от скованности.
Они обогащают учащихся запасом движений, которые становятся выразительным
средством танца и прочной основой в освоении его.
Танцевальные элементы — это в
основном шаги различных танцев. Они различаются по координации движения,
характеру и манере исполнения. Для одних характерна скромность, сдержанность и
плавность движений, для других — задор, сила, удаль. Эти отличительные
особенности танцевальных движений по-разному воспринимаются девочками и
мальчиками. Девочки больше интересуются грациозными и плавными движениями,
мальчики — резкими, энергичными.
Из большого объема
танцевальных элементов для начальных классов могут быть использованы лишь самые
основные и доступные, необходимые для последующего обучения танцу, наиболее
эффективные для выработки координации движений, чувства темпа и ритма. К таким
движениям относятся подскоки, шаг галопа, приставной шаг, переменный шаг и др.
Важнейшей особенностью
детских танцев являются их простота и законченность танцевальной формы.
Построены они преимущественно на народной основе. Первые танцевальные умения,
которые приобретают школьники, лучше всего закреплять в форме танцев-игр,
которые помогают детям легче усваивать пройденный материал, способствуют
развитию музыкальности и ритмичности. Дети привыкают прислушиваться к музыке,
различать средства музыкальной выразительности и сочетать с музыкой свои
движения. Танец-игра строится на танцевальных и естественных движениях с
использованием мелких предметов — флажков, лент, мячей и т. л. Танцевальные и
ритмические игры целесообразно применять в 1—2 классах, в 3-4 классе вводится и
танец в паре.
Ходьба и бег относятся к естественным видам движений, способствуют развитию
опорно-двигательного аппарата и занимают в физическом воспитании школьников
одно из ведущих мест. Основная задача обучения в начальных классах — воспитать
у детей навык правильной, рациональной, красивой ходьбы. Кроме того, должно
быть обращено внимание на умение сохранять заданный темп ходьбы, а также
изменять его соответственно различным условиям. В 3-4 классе приобретенные
навыки совершенствуются.
Бег на различные дистанции
также является одним из самых распространенных упражнений; как неотъемлемая
часть, он входит во многие другие виды движений (прыжки, метания, игры).
Основной задачей обучения бегу в начальных классах является воспитание у
учащихся навыка свободного, прямолинейного бега на носках с хорошей осанкой, с
достаточно высоким подниманием бедра, параллельной постановкой стоп. В 1
классе основное внимание обращается на свободу, непринужденность бега,
правильную осанку. Во 2 классе, продолжая работу над воспитанием свободного и
легкого бега, следует обучить детей ставить ногу с передней части стопы, бежать
ритмично, а также с изменением темпа. В 3-4 классе, совершенствуя свободу и
непринужденность бега, переходят к обучению быстрому бегу, а также умению
преодолевать различные препятствия во время бега.
Прыжки также
являются естественным видом двигательной деятельности. Они характеризуются
кратковременными, но сильными мышечными напряжениями, развивают умение концентрировать
свои усилия и быстро ориентироваться в пространстве, координацию движений,
глазомер, содействуют развитию быстроты, ловкости, смелости. Занятия прыжками
оказывают положительное влияние на деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной
и других систем организма. Прыжки, включенные в программу 1-4 классов, можно
разделить на два вида: а) через вертикальные препятствия (прыжки в высоту) и б)
через горизонтальные препятствия (прыжки в длину). С 1 класса в программу
включены также прыжки со скакалкой и прыжки с высоты (в глубину) как
подготовительные к спортивным прыжкам.
В начальной школе ставится
задача создания правильной основы в обучении прыжкам.
Предусматривается обучение важнейшим элементам прыжка: правильному разбегу и
сильному отталкиванию, координации движений в полете и мягкому приземлению.
Для этого систематически и последовательно развивают навыки в самых
разнообразных ярыжках. Начинают с упражнений со скакалкой, затем обучают
мягкому приземлению при спрыгивании с небольшой высоты (от 20 до
Прыжки со скакалкой улучшают
деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, вырабатывают общую
выносливость организма, развивают тонкую координацию движений, ориентировку в
пространстве, чувство темпа, ловкость, прыгучесть, укрепляют связки, суставы,
мышцы туловища и особенно ног. В 1 классе детей обучают прыжкам с длинной и
короткой скакалками, в последующих классах — только с короткой.
Прыжки с высоты (в глубину)
включены в программу 1— 4 классов как обязательные; в последующих же классах
они не являются самостоятельным видом упражнений, но встречаются в виде
соскоков с гимнастических снарядов. Поэтому в начальной школе особенно важно
выработать у учащихся навыки мягкого и устойчивого приземления.
Прыжки в длину с разбега проводятся во всех классах начальной школы.
Основная задача обучения — научить
сочетанию разбега с отталкиванием. Особое взимание обращается на фазу
отталкивания, поэтому прыжки проводятся с небольшого разбега (5—6 шагов).
Важную роль в прыжках в длину играет точность попадания толчковой ногой на
место отталкивания. Поэтому уже в начальной школе детей учат отталкиваться с
определенного места, из «зоны отталкивания», которая по мере усвоения
учащимися техники прыжка постепенно уменьшается до величины стандартного
бруска для отталкивания.
Метания. В
начальной школе ставится задача научить школьников правильно, метко и далеко
метать малые мячи и другие легкие предметы. При последовательном и правильном
применении метаний в уроках можно положительно влиять на развитие
нервно-мышечного и костносвязочного аппарата не только верхних конечностей и
плечевого пояса, но и всего организма в целом. Метания вырабатывают точные
согласованные движения кисти, предплечья, плеча, плечевого пояса, ног и
туловища, а также глазомер и умение соразмерить свои усилия.
Наконец, последний вид
раздела гимнастики — это упражнения в
лазанье и перелезании. Они способствуют развитию силы мышц (особенно рук и
плечевого пояса), ловкости, координации движений, выносливости и, кроме того,
имеют непосредственно прикладное значение.
Игры. В
новой школьной программе подвижные игры для I—4 классов распределены по признаку
преимущественных двигательных действий: с элементами общеразвивающих упражнений,
с бегом, с прыжками на месте и с места (1-2 классы), с прыжками с высоты (1—2
классы), с прыжками в высоту с разбега (в 1-2 классах — с прямого разбега), с
прыжками в длину с разбега, с метанием на дальность и в цель, с лазаньем и
перелазанием (3-4 класс).
Применение игр, включающих
движения, родственные по структуре и характеру тем двигательным действиям,
которые изучаются во время занятий гимнастикой и лыжной подготовкой, очень
важно. Известно, что элементарные умения и навыки, приобретенные детьми в
игровых условиях, не только сравнительно легко перестраиваются при последующем,
более углубленном изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее
овладение соответствующими техническими приемами. На этапе начального
ознакомления с тем или другим упражнением (из разделов гимнастики или лыжной
подготовки) применение родственных игр помогает предупреждать неправильные
движения.
На этапе совершенствования
двигательных действий их неоднократное повторение в игровых условиях помогает
развивать у детей способность наиболее экономно и целесообразно выполнять
многие изучаемые движения в целостном, законченном виде. Например, на уроке в 1
классе учитель обращает внимание детей на то, что при быстрых перебежках надо
высоко поднимать колени. Ученики пробуют пробегать так короткие отрезки
дистанции (поочередно, в группах). В помощь начальному ознакомлению с таким
способом бега проводится игра «Через кочки и пенечки». В ней дети сначала
шагают под речитатив, поднимая колени повыше, а затем убегают от «пчел», тоже
стараясь высоко поднимать колени. Эта же игра применяется и на этапе
совершенствования в технике бега с высоким подниманием бедра.
При совершенствовании
двигательных навыков важно приучать детей действовать наиболее целесообразно в
различных ситуациях, научить правильно применять приобретенные навыки в
нестандартных условиях. В связи с этим уже в III классе большое значение приобретают
эстафеты с преодолением разнообразных препятствий. Участвуя в подобных
эстафетах, ученики наглядно убеждаются в прикладности, жизненной необходимости
освоения материала программы. Препятствия подбирают с учетом подготовленности
и возраста учеников и в соответствии с учебным материалом для 3-4 класса.
Задания не должны быть очень легкими (иначе ученики теряют интерес к ним) или
слишком сложными (что может вызывать чувство неуверенности, страха). Препятствия
ставят каждый раз в ином порядке, очередность преодоления их тоже изменяют,
действия усложняют дополнительными заданиями.
Иногда дети, правильно усвоив
на занятиях гимнастикой основные элементы техники прыжков, метаний, в играх
выполняют движения небрежно. В этом случае нужно организовать игровую обстановку
таким образом, чтобы дети были заинтересованы в качественном выполнении
движений, чтобы от этого зависели итоги игры. Так, при метании на дальность и в
цель различных предметов игровые ситуации должны подсказывать детям выгодность
использования изученных приемов техники для того, чтобы «выиграть», «победить».
В связи с разнообразными
двигательными игровыми действиями надо использовать возможности развивать у
детей способность правильно оценивать пространственно-временные отношения.
Многие первоклассники, например, плохо справляются с мячом именно вследствие
слабого развития этой способности. Следует содействовать развитию у учеников
распределенного внимания, то есть способности одновременно воспринимать многое
и целесообразно реагировать на воспринятое. Не менее важное значение приобретают игры с различными мелкими
предметами (мячами, мешочками и др.). Такие упражнения в играх повышают
тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, содействуют совершенствованию
функций мелких двигательных приспособлений рук и пальцев. Подобные игры в
программе отнесены в основном к группе игр «с элементами общеразвивающих
упражнений».
Лыжная подготовка. В 1—4 классах в ее задачи входит ознакомить детей с простейшими
правилами обращения с лыжным инвентарем, обучить основным строевым приемам с
лыжами, видам построений, перестроений и передвижений в строю; обучить
некоторым способам передвижения на лыжах.
В число самых необходимых
способов передвижения на лыжах в период начального обучения включены:
попеременный двухэтажный ход, подъемы ступающим шагом (2 класс) и лесенкой,
спуск в основной стойке (2 класс), поворот переступанием вокруг пяток лыж (1
класс) и вокруг носков лыж (2 класс).
Занятия лыжным спортом
оказывают разностороннее влияние на организм человека, на его здоровье;
передвижение на лыжах широко применяется в быту и в военном деле. Все это и
послужило причиной того, что лыжная подготовка включена теперь в школьную программу
уже с первого класса.
СОДЕЙСТВИЕ УМСТВЕННОМУ, НРАВСТВЕННОМУ
И
ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
Физическое
воспитание в школе, как часть общей системы коммунистического воспитания,
неразрывно связано со всеми другими его сторонами — умственным, нравственным и
эстетическим - воспитанием и оказывает положительное влияние на осуществление
стоящих перед ними задач. Доказано, например, что двигательная деятельность
способствует функциональному развитию всех областей головного мозга.
Повышение уровня физического
развития, укрепление здоровья и рост общей работоспособности, что достигается в
процессе физического воспитания, вызывают также и повышение умственной
работоспособности учащихся. Имеются многочисленные достоверные статистические
данные, показывающие, что текущая успеваемость школьников, активно занимающихся
физической культурой и спортом, значительно выше, чем у остальных детей.
Очень большое влияние
оказывает активный двигательный режим на характер устойчивости умственной
работоспособности на протяжении всего учебного года. Как показали исследования,
у учащихся, объем двигательной деятельности которых не соответствует
потребностям их организма, более заметно снижается работоспособность к концу
уроков в школе, к концу дня, недели, четверти и года, чем у тех, кто регулярно
занимается физической культурой и спортом.
Кратковременные физические
упражнения в процессе уроков в школе и приготовления домашних заданий
(физкультминутки), а также в процессе труда (физкультпаузы) способствуют
поддержанию активного внимания и повышают производительность труда. На
занятиях, которые следуют после уроков физической культуры, успеваемость
учащихся, как правило, повышается.
Прогулки и небольшие по
нагрузке физические упражнения, проводимые, после окончания уроков, являются
лучшим средством восстановления умственной работоспособности.
Помимо косвенного влияния на
умственное развитие школьников, физическое воспитание оказывает на него и
прямое воздействие. Во-первых, потому что учащиеся вооружаются необходимыми
каждому человеку знаниями об основах анатомии, двигательного аппарата, биомеханики
движений, физиологии двигательной деятельности, принципах и правилах
тренировки, гигиены при физических упражнениях, истории физической культуры и
т. д. Во-вторых, физические упражнения развивают не только физические качества,
но и сообразительность, наблюдательность, вдумчивость и т. д. Чем напряженнее
физические упражнения, тем больше они требуют напряжения и умственных сил
(особенно это относится к упражнениям в ловкости). В-третьих, у детей
воспитывается устойчивый интерес, сознательная потребность в регулярных
занятиях физическими упражнениями, которая впоследствии становится прочной привычкой.
Учитель физической культуры,
как и учителя по другим предметам, постоянно следит за тем, как учащиеся относятся
к самим себе, как ведут себя в коллективе.
В процессе уроков - физической
культуры и внеклассных занятий спортом учитель всемерно содействует:
- формированию у школьников
морально-волевых качеств — решительности,
смелости, настойчивости, самообладания и т. д.; формированию нравственных
убеждений, привычки твердо соблюдать правила поведения, нетерпимости
к недостойным поступкам;
- воспитанию чувства
патриотизма и дружбы с другими народами;
- воспитанию чувства
ответственности за свои действия перед коллективом, дисциплинированности,
правдивости, приветливости, скромности, сдержанности, товарищества, и других
положительных черт характера.
Необходимо
предоставлять детям возможно большую самостоятельность (конечно, в разумных
пределах) для воспитания у них сознательности, инициативности и активности. С
этой целью рекомендуется привлекать учащихся к проведению простейших игр,
эстафет и соревнований в роли руководителей.
Уроки физической культуры в
школе содействуют также эстетическому развитию учащихся. Дети постепенно
получают необходимые знания о правильном, гармоничном сложении и развитии тела;
об изяществе движений; о красоте поступков настоящих спортсменов, воспитанных на
лучших традициях российского спорта. Важно прививать эти понятия с раннего
возраста, тогда они прочно укоренятся и сохранятся на всю жизнь.