МЕТОДИКА УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

 

Двигательный режим ученика 2 класса.

Двигательный режим ученика 2 класса в основном остается таким же, как и для первоклассника. В  школах-интернатах для учеников 2-4 класса исключен послеобеденный сон  и в связи   с этим на час увеличена  продолжительность прогулки  и  подвижных игр.

Правильная   осанка.  Под  осанкой   понимается   умение   без особого напряжения удерживать свое тело, сохраняя правиль­ную позу, в различных положениях: сидя, при ходьбе, во время игр и развлечений. Дети, имеющие правильную осанку, выглядят подтянутыми и стройными.

Нормальная осанка характеризуется умеренной выражен­ностью изгибов позвоночника. Голова держится прямо, плечи расправлены, живот подтянут, ноги выпрямлены.

Воспитание правильной осанки является длительным педаго­гическим процессом, осуществляемым учителями и родителями совместно с врачом школы. Результаты врачебного обследова­ния школьников должны докладываться на педагогических со­ветах и родительских собраниях. Это позволит учителям и ро­дителям иметь четкое и ясное представление о состоянии здо­ровья учащихся, об их физическом развитии и осанке.

Основными средствами воспитания правильной осанки яв­ляются физические упражнения и контроль за соблюдением пра­вильной позы на уроке и дома в процессе занятий, на переме­не, во время трудовой деятельности, прогулок и игр.

Упражнения, направленные на формирование навыка пра­вильной осанки, включены в программу по физической культуре и описаны в настоящем пособии в разделах гимнастики. Кроме того, они имеются и среди других средств физического воспи­тания, например в гимнастике до занятий, физкультминутках на уроках, играх на переменах, в комплексах утренней гимна­стики (зарядки) и т. д.

Контроль учителя и родителей за позой школьников должен быть систематическим, а не от случая к случаю. Они должны постоянно следить, чтобы во время письменных работ край сту­ла, на котором сидит ребенок, заходил под крышку стола на 2-4 см. Ноги должны стоять на полу, голени - под прямым уг­лом к бедрам; предплечья на крышке стола; плечи - на разном уровне; голова слегка наклонена вперед.

Положение «руки на столе» характерно в основном для пись­менных работ. При устных занятиях дети должны сидеть, опи­раясь на спинку парты и сохраняя непринужденное, но прямое положение туловища и головы. Мебель в школе и дома должна соответствовать росту ребенка. Если ребенок часто сидит на высоком стуле и его ноги не опираются о пол, а голова опус­кается низко, это приводит к увеличению шейного и грудного изгибов позвоночника, а в дальнейшем — к сутуловатой или кифотической осанке. Подобная осанка возможна и в том слу­чае, если стол низкий.

Иногда дети сидят низко опустив голову и склонив ее набок. При этом локоть левой руки свисает со стола, левое плечо опускается ниже правого. Длительное сохранение такой позы может привести к искривлению позвоночника.

Не следует закреплять за детьми одно и то же место в клас­се в течение длительного времени. Находясь на крайнем месте в боковом ряду, учащиеся постоянно сидят повернувшись туло­вищем в сторону учителя. Длительное сохранение такого не­правильного положения отрицательно влияет на осанку детей. Поэтому учащихся крайних рядов нужно периодически менять местами.

Очень неправильна и некрасива поза, когда дети сидят ши­роко расставив ноги или вытянув их вперед, как бы оползают под стол. Длительное сохранение такого положения также от­рицательно влияет на правильную осанку.

Строгое соблюдение нормальной осанки рекомендуется при выполнении письменных заданий. Вместе с тем при чтении и во время занятий другими устными предметами не рекоменду­ется препятствовать учащимся в выборе «рабочего» положения. Однако нужно следить, чтобы относительно свободные позы периодически менялись, были естественными и красивыми.

 

Очень важно контролировать позу школьников при ответах стоя, и при ходьбе. Стоять нужно прямо, на слегка расставлен­ных ногах (расстояние между ногами не больше ширины сто­пы), тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги. Нельзя опираться о парту или доску.

При ходьбе следует сохранять правильную осанку, принятую при основной стойке на месте. Не нужно широко размахивать руками, слишком разводить носки в сторону, горбиться, раска­чиваться.

Особое внимание должно быть обращено на правильное но­шение тяжестей, и прежде всего портфеля с учебниками. Недо­пустимо длительное ношение портфеля в одной руке. Так как одна и та же рука всегда занята, ее взмах при ходьбе стано­вится меньше, а у второй руки, наоборот, амплитуда движения увеличивается. Если к тому же портфель достаточно тяжел, то мышцы несущей руки, находящиеся в постоянном напряжении, развиваются неодинаково с мышцами другой. Все это может привести к искривлению позвоночника — сколиозу.

Чтобы не допустить этого, следует рекомендовать ношение ранцев. Ранец освобождает руки, не препятствует их свободно­му движению при ходьбе. Давление его сзади на туловище вы­прямляет спину, отводит плечи назад, тем самым способствует выработке правильной, красивой осанки. Если ребенок все же носит портфель, то необходимо следить за тем, чтобы он брал его попеременно то в правую, то в левую руку.

Правильная осанка вырабатывается и закрепляется в процес­се роста и воспитания ребенка. Нерациональный режим, раз­личные заболевания, влекущие за собой ослабление организма, плохая постановка физического воспитания в школе и семье, не­достаточное внимание к воспитанию навыков правильной осан­ки - все это может привести к хроническому нарушению строй­ности телосложения

 

ГИМНАСТИКА

 

Построения и перестроения

 

Построение в круг из колонны по одному выполняется в дви­жении по команде «Класс, по кругу - марш!». Команда подается в момент, когда направляющий приближается к средней линии зала. Вначале учителю следует самому несколько раз занять место направляющего. После того как круг будет образован, по­дается команда: «Класс, стой!»

Расчет по порядку. Для расчета подается команда: «Класс, по порядку - рассчитайсь!» Учащиеся называют свои поряд­ковые номера: первый, второй, третий, четвертый и т. д. Расчет начинается с правого фланга и сопровождается поворотами го­ловы влево, а затем прямо. Левофланговый голову не поворачи­вает. Объявление номеров должно производиться громко и четко.

Расчет на «первый-второй» выполняется по команде «Класс, на первый-второй - рассчитайсь!». По этой команде право­фланговый произносит слово «первый», следующий за ним - «второй», третий ученик опять говорит «первый» и т. д. Поворо­ты головы выполняются так же, как при расчете по порядку.

Перестроение из одной шеренги в две (без строевой команды) можно произвести двумя способами.

Первый способ: рассчитать строй на «первый-второй», затем подать команду: «Вторые номера, два (три) шага назад, шагом марш!»

Второй способ: после такого же расчета подать команду: «Первые номера, два (три) шага вперед, шагом марш!» В обо­их случаях дети будут стоять в две шеренги в шахматном по­рядке. Если нужно поставить учащихся в затылок или лицом друг к другу, то подаются дополнительные команды: «Первые (вторые) номера, шаг влево (вправо), шагом марш!», «Первые номера, кру-гом!»

Размыкание и смыкание приставными шагами. Вначале изу­чается выполнение приставных шагов, когда дети находятся в колонне по одному, затем отрабатывается размыкание в колонне по два, по три и по четыре. В команде, которую подает учитель, должно быть указано, в каком направлении, на какое расстоя­ние и каким способом осуществляется размыкание, например: «Класс, от середины, на вытянутые руки, приставными шагами, разом-кнись!» Для смыкания строя подается команда: «Класс (к середине, вправо, влево), приставными шагами сом-кнись!»

Повороты на месте направо и налево по разделениям. Коман­ды здесь такие: «Класс, по разделениям, направо, делай - раз!» и (после небольшой паузы) - «Делай - два!» На счет «раз» дети выполняют поворот'на пятке правой ноги и на носке левой ноги, на счет «два» -левую ногу приставляют к правой. Изу­чать повороты лучше всего построив класс в одну шеренгу.

Начало движения шагом с левой ноги. По предварительной команде «Класс, шагом...» нужно подать корпус несколько вперед и перенести тяжесть тела на правую ногу, а по исполнитель­ной команде «...марш!»—начать движение с левой ноги.

Одновременно целесообразно изучить команду: «Класс, стой!» По предварительной команде «Класс...» ученики должны ставить ногу тверже. По исполнительной команде «...стой!» (которая всегда подается под левую ногу) сделать еще один шаг правой ногой и приставить к ней левую.

Изучение обеих команд рекомендуется начинать во время ходьбы на месте (команда: «Класс, на месте шагом марш!»).

 

Акробатические упражнения

 

Перекат в сторону из упора стоя на коленях. Учащиеся ста­новятся на колеии и опираются о пол предплечьями. Перекат выполняется в правую или левую сторону последовательным касанием пола .плечом, боком, спиной, другим боком и плечом, в такое же положение, которое было вначале. При перекате ноги и руки максимально огибают и прижимают к туловищу, колени держат вместе; кисти рук тыльной поверхностью должны быть обращены к лицу.

Перекат вправо из упора стоя на правом колене, левая в сторону на носок. Руки опираются о пол кистями точно под плечевыми суставами. Для выполнения переката нужно, после­довательно опираясь предплечьем и плечом правой руки, лечь на правый бок, перекатиться на спину, затем на левый бок, встать на колено левой ноги и правую отвести в сторону на носок; руки опустить вниз.

Перекаты в сторону в широкой группировке. Прежде чем приступить к изучению этого упражнения, необходимо ознако­мить учащихся с положением широкой группировки. От плотной группировки она отличается тем, что ноги находятся в полу­согнутом состоянии, руки охватывают бедра снизу, у подколен­ных впадин. Обучение широкой группировке целесообразно начи­нать в положении неглубокого приседа, затем лежа на спине,

Перекаты в широкой группировке выполняются влево и вправо из «сходного положения лежа на спине.                                                                                        :

Кувырок вперед из упора присев в положение сидя в груп­пировке. Из упора присев (с опорой руками впереди стоп на 30—40 см), выпрямляя ноги, перенести вес тела на руки. Сги­бая руки и наклоняя голову вперед, толчком ног перевернуться через голову. Обратить особое внимание на то, чтобы голова не касалась пола, а толчок ногами был направлен не вверх, а вперед. Коснувшись лопатками пола, быстро сгруппироваться и, сделав перекат вперед, снова принять положение сидя в груп­пировке.

Целесообразно вначале дать возможность ученикам опробо­вать опору руками с последующим касанием лопатками иола, а потом уже выполнять упражнение в целом.

Лазанье и перелезание

 

Выполняются следующие упражнения:

1.         Лазанье на четвереньках по наклонной скамейке, установ­ленной под углом 300 вверх и под уклон.

2.    Лазанье на четвереньках вверх по наклонной  гимнастической скамейке, перелезание на гимнастическую стенку, опускание   вниз.   Закончив   перемещение   по   скамейке,   поочередно перехватывают руками   за рейку стенки.   После этого делают шаг ногой в сторону на рейку гимнастической стенки.

3.    Лазанье по гимнастической стенке,   перелезание на гим­настическую скамейку и лазанье на четвереньках по скамейке под уклон. Перелезание осуществляется вначале ногами, а за­тем руками.

Возможны и различные варианты лазанья. Например, при лазанье по скамейке применяется: поочередное переступание нот с одновременным перехватом руками или лазанье с поочередным перехватом руками и одновременным переставлением ног (скач­ком).

Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз осуществля­ется одноименным способом, когда движение начи­нает, например, левая рука и левая нога, а потом правая рука и правая нога, и разноименным способом, когда движение начинает- правая рука и левая нога, а потом левая рука и правая нога. Вначале ноги ставятся на каждую рейку, затем через одну-две рейки.

На гимнастической стенке, кроме этого, повторяются спо­собы лазанья, изученные ранее на гимнастической скамейке, в том числе лазанье по диагонали вправо, влево и по диагонали приставными и окрестными шагами.

Перелезание «перевалом» через препятствие высотой до 90 см выполняется из исходного положения стоя лицом к сна­ряду. Для перелезания нужно опереться руками и грудью о пре­пятствие, перенести через него сначала одну ногу, затем другую; опуская ноги -поочередно на другую сторону препятствия, встать к нему лицом.)

 

Упражнения на равновесие

 

Упражнения   на   равновесие    изучаются   на   скамейке   или бревне высотой не более 75 см.

Выполняются следующие упражнения:

1.   Ходьба с подбрасыванием и ловлей мяча. Подбрасывание и ловля мяча стоя на правой ноге (левая сзади). То же с шагом левой ногой и ловлей с постановкой правой ноги. Подбрасыва­ние и ловля мяча с шагом правой ногой. То же на каждый шаг.

2.   Ходьба с ударами мяча о пол и ловлей его. Вначале уп­ражнение изучается стоя на месте, а затем в движении. Реко­мендуется при этом  выделять помощников,  которые в  случае неудачи быстро    подадут мяч исполняющему упражнение.

3.   Ходьба с перешагиванием через набивные мячи или веревочку, натянутую над бревном на высоте 20—25 см.    Здесь следят за тем, чтобы ученики ставили ноги ближе к препятствию, но не касались его. Места постановки стоп намечаются на бревне мелом.

4.   Ходьба  приставными шагами -влево и  вправо.    Вначале ходьба должна быть разучена на полу. При ходьбе по бревну учитель находится за спиной ученика, чтобы в случае необхо­димости вовремя оказать ему помощь.

5.   Несколько быстрых шагов.

6.   Опускание в упор присев и вставание. Упражнение следу­ет делать не торопясь, сохраняя равновесие.

7.   Стойка на одной ноге поперек бревна и продольно ему. Свободная нога вытянута вперед в сторону или назад. Изучен­ные предварительно на полу, эти движения на бревне не пред­ставляют для учеников особой трудности. Учитель следит лишь за тем, чтобы учащиеся поднимали прямую ногу, оттягивали но­сок и держали туловище прямо.

8.   Повороты на 450 и 900 , выполняемые переступанием. При повороте, например, вправо движение начинается с правой ноги, а заканчивается приставлением левой ноги. Вначале изуча­ются повороты на 45° вправо и влево, а затем  на 900. Поворот на 900 вначале выполняется как два следующих друг за другом поворота на 450, а потом как одно целостное движение.

 

Ходьба и бег

 

Продолжая обучать детей широкому свободному шагу при ходьбе и беге, а также ритмической ходьбе, учитель ставит во 2 классе новые задачи: научить детей ходить с изменением темпа движений, при беге ставить ногу с носка, бежать пря­молинейно и т. д. При этом усложняются подводящие упражне­ния, увеличиваются отрезки дистанции, количество повторений бега в чередовании с ходьбой.

Ходьба. Задача повышения скорости ходьбы решается во II классе за счет увеличения темпа шагов. Для этого можно рекомендовать ходьбу с энергичными движениями рук, согнутых в локтях. Это упражнение способствует также более быстрому разогреванию организма учащихся и применяется обычно в вводной части урока. Во время обычной ходьбы в колонне по одному дети по команде учителя сгибают руки в локтях и под учащающиеся удары в бубен или хлопки переходят на ускоренную ходьбу. Учитель обращает внимание детей на энергичные и достаточно быстрые движения рук, правильную осанку, прямую спину, сохранение дистанции.

После того как учащиеся научатся ходить быстро в строю, можно переходить к обучению ходьбе с замедлениями и уско­рениями. Ученики, идущие в колонне по одному обычным ша­гом, увеличивают или уменьшают частоту шагов соответственно темпу ударов в бубен, хлопков или подсчета. Одновременно учи­тель напоминает о необходимости согнуть руки в локтях. Во время упражнения обращается внимание на равнение и точное соблюдение темпа.

Ходьба используется и как подготовительное упражнение для формирования правильного навыка в беге. Для этого применяют ходьбу на носках в «коридорчике» шириной 20 см и ходьбу с высоким подниманием бедра. «Коридорчик» обозначается двумя положенными на землю рейками, веревками, кубиками и дру­гими предметами. Ходьба с подниманием бедра выполняется сначала на месте, затем с продвижением вперед. При проведе­нии этого упражнения учитель следит за тем, чтобы опорная нога у занимающихся была прямой и ставилась на стопу с носка, чтобы колени не разводились, а руки были на поясе.

В дальнейшем применяют такие упражнения в ходьбе: пе­рекатом с пятки на носок в прямом направлении; в «коридор­чике» с параллельной постановкой стоп; на носках в «коридорчике» с высоким подниманием бедра; с высоким подниманием бедра в «коридорчике».

Если учащиеся плохо усваивают ходьбу с высоким поднима­нием бедра, то целесообразно применять упражнения в ходьбе с перешагиванием через препятствия. Для этого в направлении движения раскладываются на расстоянии шага друг от друга какие-либо предметы (скакалки, веревки, палочки, кубики, ме­шочки и др.). Если разложенные предметы маленькие, напри­мер кубики, то они раскладываются не по прямой, а в шахмат­ном порядке, в два ряда так, чтобы правый ряд кубиков при ходьбе попадал под правую ногу, а левый - под левую. Пере­шагивая через разложенные предметы, дети невольно будут поднимать колени, чтобы не задевать их ногой.

Бег. К концу второго года обучения дети должны научиться бегать свободно, широкими шагами, энергично отталкиваясь и мягко приземляясь на носок, с движениями рук, совпадающи­ми по темпу с движениями ног. Туловище при этом должно быть слегка наклонено вперед, дыхание согласовано с ритмом дви­жений.

Для обучения бегу по прямой применяется многократное пробегание на носках по «коридорчику» шириной 30 см, на рас­стояние до 40 м. Учитель обращает внимание учащихся на по­становку ноги с носка и прямолинейность постановки стоп на землю. Последовательность упражнений в беге на носках в уз­ком «коридоре» может быть такой: бег с бесшумной постанов­кой ног; с поднятыми в стороны руками; с согнутыми в локтях руками; по прямому «коридору» через линии, нанесенные на расстоянии 90-100 см одна от другой; по «коридору», имею­щему форму дуги.

Во II классе изучается также бег с изменением направления. По сигналу учителя занимающиеся меняют направление бега (вправо, влево, кругом) или обегают поставленные на пути пред­меты. Хорошими упражнениями для этой цели являются также различные эстафеты с пробеганием по узким «коридорам» по разложенным на земле кольцам, когда учащиеся будут вынуж­дены бежать на носках прямолинейно. Вводя в уроки элементы соревнования, учитель обращает внимание учащихся не на коли­чественный результат, а на лучшее качество движений в беге. Дистанция для чередования ходьбы и бега увеличивается во II классе до 100 м. Чередование ходьбы и бега проводится в те­чение урока дважды. Наряду с закреплением навыка правиль­ного перехода с бега на ходьбу продолжается и работа над уме­нием изменять темп движения.

Бег в чередовании с ходьбой проводится чаще всего во ввод­ной части урока. Упражнение начинается с обычной ходьбы. Постепенно увеличивая частоту шагов, дети сгибают руки в лок­тях и по команде учителя переходят на медленный бег (10-15 м). После того как учащиеся снова перейдут на обычную ходьбу, необходимо в движении проделать 2—3 упражнения на дыхание. Например, на счет «один, два, три, четыре» поднять руки через стороны вверх (вдох) и на вторые четыре счета опустить руки вниз (выдох). Закончив упражнения на дыхание, чередование ходьбы с бегом повторяют.

 

Прыжки

 

Прыжки через короткую скакалку. Во 2 классе продолжа­ется обучение прыжкам с короткой скакалкой, но упражнения усложняются. Вводятся прыжки на одной ноге и с одной ноги на другую, способствующие развитию равновесия.

Обучение проводится в следующем порядке:

1.  Прыжки без скакалки на правой ноге, руки на поясе, ту­ловище держать прямо; левая нога, слегка согнутая в колене и поднятая вперед, пола не касается. Те же прыжки, но на
левой ноге. То же, но с продвижением вперед.

2.  Прыжки через вращающуюся скакалку вперед (3-5 прыж­ков)   с промежуточным  подскоком   на  правой  ноге,  затем  на левой. При смене ног следует останавливать скакалку. Те же прыжки с продвижением вперед.

3.  Несколько прыжков (3-5) на одной ноге, затем на дру­гой, не останавливая вращения скакалки.

В дальнейшем применяются различные комбинации прыж­ков: на одной ноге и на двух поочередно, с промежуточными подскоками и без них.

Перечисленные упражнения даются в течение нескольких уроков; после хорошего усвоения их приступают к разучиванию следующих:

1.   Скакалка  сзади;   стоять  на правой йоге,  левую,  слегка согнутую в колене, приподнять вперед; переводя скакалку вперед, прыгнуть на левую ногу, правую, согнутую в колене, слег­ка поднять вверх. Повторить то же самое, но с левой ноги.

2.   Вращая скакалку вперед, прыгать с ноги на ногу с промежуточным подскоком (6-8 раз подряд).

В течение урока количество прыжков не должно быть более 50-60. Паузы для отдыха рекомендуются после выполнения 10-12 прыжков на одной ноге или 14-16 прыжков с одной но­ги на другую. Во время пауз учитель указывает учащимся их ошибки или проводит несколько упражнений без скакалки.

Для закрепления навыков в прыжках с короткой скакалкой проводятся игры, рекомендованные ранее в первой главе настоя­щего пособия.

 

Прыжок в длину с места. Для правильного выполнения это­го прыжка необходимо не только знание его правильной тех­ники, но и достаточная сила ног. Результат прыжка в длину является одним из показателей физической подготовленности ученика.

Техника прыжка состоит в следующем: из исходно­го положения, поднимаясь на носки, сделать свободный мах руками вперед-вверх; затем, отводя руки вниз-назад, опуститься на всю ступню, согнуть ноги до полуприседа и слегка наклонить туловище вперед; резким махом рук вперед-вверх с одновре­менным толчком обеих ног прыгнуть вперед-вверх; в полете вы­нести ноги вперед и приземлиться на пятки, с последующим пе­рекатом на вею стопу.

Подготовительные и подводящие упражнения к прыжку в длину многочисленны и разнообразны. Это подскоки на двух ногах со скакалкой и без нее; выпрыгивания из полуприседа и из глубокого приседа толчком двух ног, с обязательным полным выпрямлением ног и туловища; доставание высоко подвешенных предметов (мячей, флажков) в прыжке толчком двумя ногами с места;  небольшие прыжки  вперед из  полуприседа  в то же положение полуприседа (руки «перед) и т. д.

Обучение прыжку в длину с места можно проводить сразу со всеми учащимися класса. Придерживаясь такой последова­тельности в выполнении упражнений:

1.   Произвольный прыжок с места толчком двух ног, с при­землением на обе ноги.

2.   Прыжок из положения полуприседа, когда руки отведены назад.

3.   Прыжки на дальность, которые обычно проводятся в фор­ме соревнований между отделениями.

Прыжки в длину дают большую нагрузку на ноги, поэтому количество их в уроке не должно превышать 6-8. Навыки в этих прыжках закрепляются путем проведения всевозможных эстафет на полосе препятствий, а также подвижных игр, в ко­торых ученикам приходится преодолевать прыжком различные условные «ручьи», «рвы с водой», «канавы» (в зале) или есте­ственные препятствия (на местности).

Приводятся некоторые виды эстафет, способствующие закреп­лению навыков в прыжках в длину с места.

Эстафета в приседе. Класс разбивается на 3-4 команды. По сигналу учителя «На старт!» впереди стоящие ученики принима­ют положение приседа и кладут руки на колени. По команде «Марш!» они начинают быстро передвигаться скачками, вперед до поворота, обозначенного заранее, сохраняя при этом положе­ние приседа. После поворота, вернувшись (также прыжками) к строю, они передают эстафету следующему игроку, а сами встают в конец колонны. Передача эстафеты повторяется беспрерывно, до тех пор, пока каждый ученик не пройдет дистанцию 2-3 раза, после чего объявляется победитель.

Встречная эстафета с обменом набивными мячами. Класс разбивается на 3-4 команды, которые в свою очередь делятся пополам и встают за противоположными линиями старта. Если со стороны старта каждой команды стоит, например, по четыре человека, то по сигналу первые и пятые номера каждой команды, держа в руках набивные мячи, продвигаются скачками в присе­де навстречу друг другу. Встретившись, они обмениваются на­бивными мячами (бросать мячи нельзя), потом возвращаются в свои колонны и передают мячи следующим. За ними прыгают навстречу друг другу вторые и шестые номера и т. д. Победите­лем считается команда, игроки которой первыми закончат обмен мячами.

Прыжки «по кочкам через болото». «Кочки» могут быть рас­положены на одной линии или зигзагами, на одинаковом или на разных расстояниях друг от друга. Обязательное условие эста­феты - отталкиваться двумя ногами и приземляться на обе. По­бедитель - команда, игроки которой «не замочат ноги в болоте».

Программа предусматривает обучение прыжкам в длину с места только во 2 классе, но и в последующие годы обучения необходимо совершенствовать у учащихся навыки в выполнении этих упражнений.

Во избежание травм при проведении прыжков в длину в за­ле необходимо придерживаться следующих мер предосторожно­сти: в местах приземления должны быть маты или акробатиче­ская дорожка; чтобы ноги при отталкивании не скользили, уча­щиеся должны быть в резиновых тапочках, а если их нет, то отталкивание должно выполняться с резиновой дорожки.

Прыжки в высоту с прямого разбега. Освоению техники прыжков в высоту с прямого разбега способствуют упражнения в прыжках с доставанием высоко подвешенных предметов. Мя­чи, флажки, ленточки и другие предметы подвешиваются для девочек на высоту 150-160 см от пола, для мальчиков - на 160-170 см.

Закрепление навыка отталкивания одной ногой проводится в игре «Прыгни выше», а также с помощью напрыгивания на высо­кие препятствия и высоко-далеких прыжков.

Во 2 классе при прыжках в высоту через планку длина раз­бега увеличивается до 5 шагав, а планка поднимается до 50 см. Организация учащихся, форма проведения упражнений и их до­зировка такие же, как в 1 классе.

Прыжки из кружка в кружок. Эти прыжки весьма разнооб­разны по условиям выполнения, но все они способствуют за­креплению навыков в прыжках в длину и развитию прыгучести. Расстояние между кружками для девочек 50-60 см, для маль­чиков – 60-70 см.

Прыжки проводятся сначала по кружкам, расположенным на одной прямой, затем — зигзагами, с различными расстояния­ми между ними и т. д.

При этом рекомендуются следующие упражнения:

1. От линии финиша из исходного положения стоя на толчко­вой ноге, маховая на носке сзади, слегка согнув опорную ногу, оттолкнуться, сделав одновременно резкое движение бедром ма­ховой ноги вверх, прыгнуть в первый кружок на другую ногу. Да­лее нужно прыгнуть, фиксируя положение «шага», с одной ноги на другую в оставшиеся кружки. Количество кружков должно быть четным, чтобы прыжок из последнего кружка за линию финиша был сделай толчковой норой с приземлением на обе но­ги. Руки при этих прыжках работают так же, как во время бе­га, но с более выраженным махом вперед-вверх.

2. Скачки «по кочкам» на одной толчковой ноге. Они выпол­няются с помощью энергичного выноса вперед-вверх бедра ма­ховой ноги с одновременным выведением вперед таза и с махом обеими руками вперед-вверх. Приземление производится на обе ноги.

Эти же прыжки рекомендуется выполнять с разбега в 3 шага, а затем в 5 и 7 шагов.

Прыжки по кружкам дают большую нагрузку на ноги, по­этому повторять их в течение урока более 6-8 раз не следует.

Прыжки в длину с разбега через полосу. Ширина полосы для девочек 90-100 см, для мальчиков – 100-110 см.

При обучении прыжкам в длину с разбега во 2 классе ста­вятся такие задачи:

- научить детей отталкиваться с определенного места - из «зо­ны отталкивания» шириной 60 см;

- научить прыгать возможно дальше.

Вначале рекомендуется повторить все упражнения в напрыгивании на препятствие и спрыгивании с высоты, в прыжках в длину с разбега, пройденные в 1 классе. При этом основное вни­мание обращается на точность попадания толчковой ногой в «зону отталкивания». Для обучения этому навыку применяется следующее упражнение. Отделение мальчиков встает у линии, расположенной в 5-6 беговых шагах от «зоны». По команде учителя «Марш!» мальчики быстр» разбегаются, стараясь по­пасть толчковой ногой в «зону», и пробегают ее, не снижая ско­рости. С помощью девочек учитель подсчитывает количество не­попаданий в «зону». Затем то же проделывают девочки. Побеж­дает отделение (мальчики или девочки), сделавшее меньшее количество ошибок. Победитель определяется после 2-3 таких пробежек.

Прыжки через полосу также проводятся в отделениях (от­дельно мальчики и девочки), но поточно, в колонне по одному. Количество повторений в уроке – 3-4 раза. В процессе обуче­ния прыжкам через полосу учитель следит за умением учащих­ся сочетать быстрый разбег с сильным отталкиванием. Это дости­гается многократным повторением упражнения. Часто наблюда­ется такая ошибка: ученик попадает в «зону» и не успевает пол­ностью выпрямить толчковую ногу, что ведет к неполноценно­му по силе отталкиванию или его запаздыванию. Для устранения этой ошибки нужно уменьшить длину разбега до 2-3 шагов, а затем снова постепенно ее увеличивать. Рекомендуется также делать разбег по ориентирам - поперечным линиям, начерчен­ным на полу. Чтобы вынос маховой ноги после отталкивания был правильным, в 20-30 см от «зоны» натягивается веревочка на высоте 15-20 см.

Для закрепления навыка рекомендуются игры «Волк во рву», «Зайцы в огороде», «Попрыгунчики-воробушки» и эстафеты с преодолением препятствий. Прыжки в длину у детей обычно не вызывают большого интереса, поэтому при обучении рекоменду­ется периодически применять прыжки через конкретные препят­ствия (вертикальные и горизонтальные).

 

Метания

                                      

Во 2 классе ставится задача закрепить навыки, приобретен­ные в 1 классе, и научить точному метанию с места по горизон­тальным, вертикальным мишеням и метанию с места на даль­ность.

Для закрепления техники метания малого мяча способом «из-за головы» необходимо вначале повторить комплекс уп­ражнений, который применялся в 1 классе, но теперь эти упраж­нения следует выполнять более свободно и с большой ампли­тудой.

При обучении особое внимание уделяется метаниям в цель и через высоко расположенные препятствия, так как при этом приобретается навык в метании с правильным углом вылета мяча, от чего в значительной степени зависит дальность броска.

В качестве подводящих упражнений рекомендуются следую­щие:

1.  Метание мяча в круг, расположенный на полу на расстоя­нии 3 м.

2.  Метание малого мяча по набивным   мячам, расположен­ным на гимнастической скамейке.

3. Метание по мишеням различной формы, расположенным на полу или стене.

4. Метание через волейбольную сетку, подвешенную на высо­те 2,5 м.

5.  Метание в баскетбольный щит.

6.  Метание в щит размером 1х1 м, расположенный на высо­те 2,5-3 м.

Для того чтобы повысить интерес к занятиям по метанию, рекомендуется после освоения техники метания проводить со­ревнования на большее число попаданий, постепенно усложняя задания путем увеличения расстояния до мишеней или умень­шения размеров мишеней. Так, для мальчиков при метании в щит размером 1х1 м, расположенный на высоте 3 м, расстоя­ние постепенно увеличивается до 8 м, а для девочек - до 6 м.

В целях предупреждения возможных ошибок нужно следить за тем, чтобы при метании правой рукой впереди всегда была левая нога, чтобы рука с мячом при метании проносилась свер­ху, через плечо (не сбоку), а при метании на дальность не было закрепощения, скованности мышц — движения выполняются сво­бодно, с большой амплитудой.

 

ЛЫЖНАЯ  ПОДГОТОВКА

 

Во 2 классе продолжается совершенствование ранее изученных строевых приемов. Среди них построение в одну шеренгу с лыжами в руках, перестроение из шеренги в колонну по одно­му, передвижение с лыжами, держа их на плече или под рукой: и т. д. Кроме этого, во 2 классе изучается поворот т месте вок­руг носков лыж. Этот способ нередко применяется для того; чтобы начать спуск, если лыжник стоит на середине скло­на, боком к линии спада, и на ровной местности, когда поворот вокруг пяток лыж менее удобен. Переступание на месте вокруг носков лыж - одно из упражнений, развивающих умение сво­бодно маневрировать лыжами, а также подводящих к овладе­нию поворотами в движении.

При обучении повороту нужно следить, чтобы дети не отры­вали носков лыж от снега, а палки переставляли в такт с пере­становкой лыж, не мешая ими повороту.

В начале изучений приема разрешается держать их на весу, не ставя на снег.

Подъем ступающим шагом. На первых занятиях лыжной подготовкой используются подъемы крутизной не более 5-60. При обучении подъемам ступающим шагом обращается внимание главным образом на то, чтобы лыжи не проскальзыва­ли назад. Для этого можно слегка прихлопывать ими, ставя на снег. При подъеме важно иметь хорошую опору на палки: Палка ставится немного сзади каблука ботинка. Отталкиваться ею надо так, чтобы в конце своего движения рука была полно­стью разогнута. После толчка рука выносится вперед и палка ставятся на снег еще до то­го, как другая рука закончит отталкивание; нельзя допускать, чтобы между толчками была пауза, нужно постоянно иметь опору на палки.

Спуск в основной стойке. Обучение средней по высоте стойке спуска, которая чаще всего применяется лыж­никами и потому называется основной, начинается с показа ее учащимся на горизонтальной площадке. Положение тела при этом способе такое: ноги слегка согнуты и раздвинуты в продольном направлении пример­но на половину столы, тяжесть тела распределена на них почти равномерно (чуть больше на стоящую сзади); туловище немного наклонено; кисти рук на уровне тазобедренных суставов, чуть выдвинуты вперед; палки кольцами отведены назад.

Когда все учащиеся правильно выполнят такое положение на месте, учитель повторяет показ уже в движении, на склоне в 3 – 40 и длиной 10-20 м, плавно переходящем в горизонталь­ную поверхность. Это упражнение дети разучивают повторяя его много раз.

На одном из первых уроков нужно показать, как правильно падать при спуске и как вставать после падения. Падать, когда уже никак не удается сохранить равновесие, следует по воз­можности на бок, раскинув руки в стороны. Чтобы встать, сле­дует подтянуть лыжи, сгруппироваться, удобно опереться на палки и с их помощью рывком подняться.

Дальнейшее обучение стойке спуска проводится на более крутых склонах (до 100), примерно такой же длины, с достаточ­но укатанным снежным покровом.

Передвижение скользящим шагом (закрепление и совершен­ствование навыка). В 1 классе дети овладевают основными эле­ментами скользящего шага - толчком, переносом тяжести тела с ноги на ногу и одноопорным скольжением. Во 2 классе ста­вится задача закрепить эти умения до стадии прочного навыка, одновременно устраняй ошибки и выявляя индивидуальные осо­бенности выполнения движений каждым учащимся. Основное внимание обращается на движение опорной и маховой ноги, туловища, на правильное держание палок и постановку их на снег. Техника работы рук во всех деталях будет изучаться в следующем классе.

При работе над закреплением навыка движения скользящим шагом важно обратить внимание на то, куда у детей направлен толчок ногой. Раньше лыжники старались отталкиваться больше назад; в момент отрыва лыжи от снега нога как бы «отлетала» назад довольно высоко кверху. Теперь учат по-другому. Сила отталкивания должна действовать вдоль оси бедра и туловища. Тогда тело будет продвигаться по восходящей траектории впе­ред-вверх («на взлет»). Такой способ помогает уменьшить давление на лыжу при последующем скольжении на ней, сле­довательно, уменьшить трение и увеличить продолжительность скольжения.

Стойка лыжника в фазе скольжения теперь выше, чем это было в прежние годы. Значительное опускание таза, сильное сгибание ноги в колене и наклон голени вперед, т. е. то, что раньше считалось показателем правильной техники, теперь рас­сматривается как ошибка. В своей работе учитель должен все это учитывать.

Нужно следить также за правильным выносом вперед сво­бодной маховой ноги. В начале скольжения маховая нога толь­ко немного поднимается назад-вверх. Если она поднимается высоко, потребуется много времени, чтобы потом вывести ее вперед. Мах ногой должен быть энергичным. Сильно сгибать ногу в колене не следует, так как это приведет к запаздыванию отталкивания. Вынос маховой ноги стопой вперед (а не коле­ном) - обязательное требование современной техники. Мах силь­но согнутой ногой теперь рассматривается как серьезная ошибка.

К началу отталкивания маховая нога должна поравняться с опорной ногой. Значительное опережение или запаздывание выноса маховой ноги к началу отталкивания в большинстве слу­чаев является ошибкой. На снег лыжа ставится мягким движе­нием, без шлепка.

Обращая основное внимание на выработку у учащихся ши­рокого, свободного скользящего шага, рекомендуется вместе с тем следить и за работой рук.

В 1 классе дети уже учили, как правильно держать палку при движении ступающим шагом и стоя на месте. Во 2 классе надо показать, как держать палку при толчке рукой. Палка во время толчка должна слегка освобождаться кистью и под ко­нец движения удерживаться только тремя пальцами. Такой способ усваивается не сразу, вначале дети все время держат палку всеми пальцами (в кулаке) и только постепенно привы­кают к правильному держанию ее.

Передвигаясь с палками, дети вначале выносят их кольцами далеко вперед и ставят на снег у носков лыж. Надо показать правильный способ: палка выносится лишь слегка согнутой ру­кой и ставится наклонно, кольцом около носка стопы опорной ноги. При выносе палок руки движутся параллельно лыжне. Чтобы разучить это движение, полезно провести упражнение в передвижении скользящим шагом с палками на весу, держа их за середину. Во время движения палки должны быть все время почти горизонтальными и перемещаться строго параллельно лыжне.

Передвижение по местности. Передвижение на лыжах по слабо пересеченной местности в равномерном или слегка пере­менном темпе проводится в этом классе на дистанции до 500 м.

Игры на лыжах. Многие игры на лыжах для младших школь­ников проводятся с метанием снежков в цель. Примером такой игры является «Эстафета-биатлон». Для проведения ее на площадке проводится линия старта. Впереди, на расстоянии 10 м, устанавливаются двое ворот высотой по 75 см. Расстояние между воротами 2 м. В 10 м от каждых ворот заготавливают два снежных холмика, служащих материалом для снежков. В пяти метрах за холмиками ставят вторую пару ворот высо­той 1 м с подвешенным к перекладине прямоугольным куском железа или фанеры размером 30х30 см.

Две команды лыжников по 5 - 6 человек, рассчитавшись по порядку номеров, становятся за линией старта против своих ворот. По сигналу судьи первые номера стартуют и пробегают под первыми воротами. Достигнув холмика, нужно слепить сне­жок и попасть им в мишень (при промахе с первого раза бро­сать до попадания), затем объехать ворота с мишенью и вер­нуться к месту старта. Как только подбежавший лыжник пере­сечет линию старта, стартует следующий и т. д. Выигрывает команда, лыжники которой скорее закончат перебежки.

Множество игр-упражнений можно придумать при скаты­вании с горок: спуск на одной лыже на дальность; спуск с переступанием с одной лыжни на вторую, затем на третью; спуски с подбрасыванием и ловлей, с раскладкой и подниманием раз­личных предметов; спуски с проездом через ворота различной ширины и т.д.

Для развития у детей быстроты можно рекомендовать так­же игру-соревнование «Встречная эстафета на горе». Класс де­лят на две команды, а каждую команду, в свою очередь, еще на две равные группы. Эти группы располагают на противополож­ных склонах. Очередной участник эстафеты должен спуститься с горы, подняться на противоположный склон и касанием руки по плечу партнера передать ему эстафету. Выигрывает коман­да, все участники которой раньше закончат упражнение.

 

МЕТОДИКА УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В  3-4  КЛАССЕ

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

 

 

Двигательный режим ученика 3-4 класса.

В начале учебного года учитель повторяет детям сведения о рациональ­ном двигательном режиме (он примерно такой же, как и во 2 классе), но делает это более обстоятельно.

Здоровье и утренняя гимнастика. Утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка) способствует быстрому переходу орга­низма от сна к бодрствованию, выводит его из пассивного со­стояния и подготавливает к предстоящей активной деятельности. Физические упражнения настраивают центральную нервную систему на рабочий ритм, улучшают координацию движений, уве­личивают скорость крово- и лимфообращения, улучшают кровоснабжение тканей. Более глубоким и ритмичным становится ды­хание, увеличивается поступление кислорода, что в свою оче­редь способствует повышению уровня окислительных процессов. Улучшается двигательная и сокоотделительная деятельность желудка и кишечника. Улучшается осанка, повышается мышеч­ная сила. Увеличивается сопротивляемость организма к разным заболеваниям.

 

ГИМНАСТИКА

 

Построения и перестроения

 

Рапорт. Рапорт отдается дежурным по классу. Он выстраи­вает учащихся в шеренгу, стоя в начале шеренги. Лицом вдоль нее, подает команды: «Равняйсь!», «Смирно!», направляется к учителю кратчайшим путем; приблизившись к учителю на рас­стояние 2—3 шагов, останавливается и рапортует. Образец ра­порта: «Григорий Борисович (имя и отчество учителя), третий класс к уроку готов. В классе 39 человек, один отсутствует по болезни. Дежурный Петров Володя». Закончив рапорт, дежур­ный делает шаг вправо и поворачивается кругом. Учитель здо­ровается с классом и после ответа учащихся подает команду: «Вольно!» Дежурный повторяет команду: «Вольно!» - и идет на свое место. Класс выполняет команду дежурного.

Форму рапорта целесообразно продиктовать ученикам. Они должны ее записать и выучить.

Равнение в шеренге. Чаще всего равнение в шеренге произ­водится в правую сторону (команда «Равняйсь!»), реже - в ле­вую сторону (команда «Налево равняйсь!»). По этим командам учащиеся поворачивают голову в указанную сторону и стано­вятся так, чтобы видеть грудь четвертого Человека, считая себя первым. При этом носки йог у всех должны находиться на одной линяй. Правофланговый (левофланговый) в это Время стоит в положении «смирно». Затем подается команда: «Смир­но!», по которой все ученики поворачивают голову прямо.

Повороты на месте  направо (налево)   выполняются по коман­дам  «Класс, напра-во!»,  «Класс,  нале-во!». Первое  время  рекомендуется проводить подсчет «раз-два», чтобы приучить детей к ритму поворота.

Поворот кругом по разделениям выполняется по команде «Класс, кругом по разделениям, делай — раз! Делай — два!». Если ученики овладели поворотами направо и особенно налево, изучение поворота кругом не вызовет больших трудностей.

Ходьба противоходом выполняется по команде «Класс, противоходом налево (направо) шагом марш!» (в движении - «марш!»). По этой команде направляющий, заходя правым (ле­вым) плечом вперед, начинает движение навстречу колонне, сохраняя между встречными интервал в один шаг.

Для ходьбы по диагонали подается команда: «По диагонали шагом марш!» (в движении - «марш!»). Команда «Марш!» по­дается в момент подхода направляющего к углу зала (пло­щадки).

 

Акробатические упражнения

 

Перекат назад из упора присев в упор на лопатках согнув­шись. Начало упражнения уже знакомо ученикам. Его целесо­образно повторить, добиваясь мягкого и плавного переката до касания лопатками пола. Отдельно следует изучить упор на ло­патках согнувшись (рис, 46). После этого можно соединить пе­рекат назад с положением упора на лопатках согнувшись. Де­тям указывают, что руки выпрямляются и касаются пола одновременно с выпрямлением ног в момент ка­сания лопатками пола.

Перекат назад из седа в упор на лопат­ках согнувшись. В седе сначала нужно не­много наклониться вперед, а затем, опира­ясь о пол руками, выполнить перекат на­зад в упор на лопатках, согнувшись.

Кувырок вперед. Вначале целесообразно напомнить ученикам об основных требованиях к кувырку вперед и повторить кувырок вперед в положении сидя в группировке. Выполнение кувырка вперед в упор присев достигается энергич­ной и быстрой группировкой и быстрой- подачей вперед плеч & момент завершения' кувырка. Правильного выполнения' кувырка вперед из упора присев быстро добиться трудно. Целесообразно систематически применять это упражнение в течение ряда уро­ков, включая по 5-6 кувырков в каждый урок.

Когда ученики освоят в основном технику кувырка, можно ввести некоторые усложнения упражнения, например:

- кувырок вперед ноги скрестно в упор присев и встать с по­воротом- кругом;

- кувырок вперед в упор присев, встать и поднять руки вверх;

- то же с прыжком вверх со взмахом рук;

- кувырок вперед из стойки ноги; врозь.

Во время выполнения кувырков необходимо следить за са­мочувствием учащихся. Могут быть случаи легкого головокру­жения или даже тошноты. Таким ученикам необходимо времен­но прекратить выполнение упражнения. Если эти явления повторяются, то таких учеников освобождают от выполнения ку­вырков на данном уроке до консультации с врачом- и родителя­ми. Если у ребенка нет заболевания, то целесообразно рекомен­довать ему делать дома несложные упражнения в равновесии (перелезание, ходьба по бревну), чаще бывать на свежем воз­духе.

 

Лазанье и перелезание

 

Подтягивание руками прямого туловища. Упражнение вы­полняется из положения лежа на животе (или спине) вначале на гимнастической скамейке, стоящей горизонтально, а затем на скамейке, стоящей наклонно под углом 30-400. Подтянувшись до уровня подбородка, ученики поочередно перехватыва­ют руки вперед (вверх) по скамейке. Туловище должно быть прямое, ноги вместе. Голову сильно назад не отклонять.

Лазанье по канату с захватами его подъемами ног скрестно. Для обучения этому упражнению рекомендуется такая последо­вательность:

1.         Сидя на скамейке, захватить гимнастическую палку подъе­мами ног скрестно и коленями  (ноги прямые). Для проверки прочности захвата следует предложить учащимся слегка потя­нуть руками палку на себя.

2.   Сидя на скамейке и крепко захватив палку подъемами и коленями ног, согнуть и разогнуть ноги, удерживая палку.

3.   Захватить канат руками   на уровне груди, стоя на полу.

4.   Захватить канат прямыми руками вверху и, сгибая ноги в коленях, повиснуть. Сильно не прогибаться, смотреть на кис­ти рук.

5.   Сидя на полу   (мате) и держась за канат руками, пере­хватывая   руки   кверху,  повиснуть на канате   (можно с каса­нием ногами).

6.   Сидя на стуле, захватить канат прямыми руками и скре­стно подъемами ног. Оторвавшись от стула, повиснуть на кана­те в этом положении на 2-3 сек.

7.   То же,  но  разгибая ноги  и  одновременно  сгибая  руки, выполнить вис на согнутых руках.

8.   В висе лежа (допускается опора ногами) поочередное от­пускание рук.

9.   В висе  с захватом подъемами ног скрестно  поочередное отпускание рук.

10. Лазанье по канату на высоту 1,5-2 м произвольным способом.  Учитель обращает  внимание  на  правильность захвата каната ногами.

Перелезание. Задача состоит в том, чтобы дети научились преодолевать препятствия высотой до 1 ж как с места, так и при движении шагом.

Для перелезания через препятствие перемахом ноги нужно из исходного положения стоя лицом к снаряду, толчком ног выйти в упор, перемахнуть правой ногой через препятствие, перехватить правую руку вправо и сесть на правое бедро, а затем перемахом левой ногой соскочить на землю.

Для перелезания с опорой ногой из исходного положения стоя лицом к снаряду нужно прыжком, с опорой на руки по­ставить слегка согнутую правую ногу в сторону на препятствие, не теряя равновесия, опираясь на левую руку, перенести левую ногу под правой и, отталкиваясь правой ногой и левой рукой, соскочить с поворотом налево или прямо. Этот способ преодоления препятствия выполняют сначала в одну сторону, а затем в другую.

 

Упражнения на равновесие

 

Среди упражнений на равновесие применяются следующие:

1.   Ходьба по бревну широкими шагами. Целесообразно сделать на бревне отметки мелом.

2.   Ходьба по бревну с хлопками под поднятой согнутой или прямой ногой. Вначале изучается ходьба с высоким поднимани­ем  бедра,  с хлопками  под поднятой  согнутой  ногой,  затем с хлопками под поднятой прямой ногой. При первых повторениях
руки держать внизу, затем в стороны. Используются и другие положения рук. Учитель следит за тем, чтобы ученики подни­мали ногу повыше, оттягивали носок и не наклоняли туловища вперед.

3.   Ходьба по бревну с перешагиванием через скакалку, которую учащийся держит в руках. Вначале упражнение выполняется через лежащую на бревне скакалку, обязательно с при­ставлением сзади стоящей ноги. Затем скакалку поднимают на 5-10 см выше бревна. Ученики перешагивают через скакалку в положении стоя на одной ноге, с продвижением вперед не­ большими шагами.

4.   Быстрая ходьба по бревну.

5.   Быстрые шаги по бревну на носках. Предварительно следует повторить стойку на носках и ходьбу на носках на полу.

6.   Опускание на бревно на одно колено и вставание с по­мощью  рук. Для  этого нужно сделать шаг правой ногой вперед и опуститься на левое колено; опираясь руками
около правого носка, толчком левой ноги встать с колена и, раз­гибаясь, выпрямиться. То же с левой ноги.

7.   Из упора присев на бревне, опираясь на руки, перейти в сед на бедре. Предварительно целесообразно изучить сед на бедре на гимнастической скамейке.

Прыжок на бревне толчком двух ног. Хотя у учеников 3-4 класса прыжки на бревне и невысокие, все же следует до­биваться правильного их выполнения. Туловище и ноги в поле­те прямые, носки вытянутые. Движение руками вверх облегчает отталкивание и способствует выполнению высокого прыжка. Низко приседать перед прыжком не следует. Приземляться на­до мягко, не теряя равновесия. Вначале поверхности бревна касаются носки вытянутых ног, затем вся стопа, ноги при этом слегка сгибаются. Туловище и голову держать прямо, вперед не наклоняться, смотреть вперед.

Повороты на носках на бревне выполняются на 45, 90 и 1800. Руки для устойчивости целесообразно держать в стороны. При поворотах влево левая нога становится сзади правой, а при по­воротах вправо - правая сзади левой.

 

                               

 

Ходьба и бег

 

В 3-4 классе продолжается обучение ходьбе с изменением частоты шагов. Наряду с этим ставится задача научить детей по сигналу достаточно точно и быстро изменять длину шагов. Начиная с этого класса в уроки физической культуры вводится бег на скорость, а также бег с попутным преодолением неболь­ших препятствий. Увеличивается и дистанция ходьбы в чередо­вании с бегом (до 150 м).

Ходьба. Во 2 классе учащиеся изменяли скорость ходьбы за счет увеличения или уменьшения частоты шагов. Теперь перед ними ставится задача изменять длину шагов при сохранении по­стоянной частоты шагов. Хорошим упражнением, помогающим решить эту задачу, является ходьба по широкой горизонтальной «лестнице». На дорожке или площадке раскладываются 7- 8 палочек (или наносятся линии) на расстоянии 80-100 см од­на от другой. Ученики в колонне по одному подходят к «лест­нице» и, увеличивая длину шага, «преодолевают» ее. Учитель обращает внимание учащихся на сохранение темпа ходьбы, по­могая хлопками или командой.

После усвоения ходьбы удлиненными шагами через «лест­ницу» изменение длины шагов проводится в обычной ходьбе. Сигналом для увеличения или уменьшения длины шагов служит команда учителя «Шире шаг!» или «Короче шаг!».

Бег. Продолжая обучение свободному, непринужденному бе­гу, учитель обращает внимание учащихся на более тонкие де­тали техники, используя при этом различные подводящие упраж­нения. Особое значение придается бегу на носках.

Последовательность выполнения упражнений в беге может быть такой:

1.   Бег по  кольцам, разложенным на полу (земле) по прямой линии на расстоянии 80-110 см одно от другого. Обращается внимание на точное попадание носком ноги в каждое кольцо и высокое поднимание бедра.

2.   Бег по коридору шириной 30 см, ограниченному гимнасти­ческими булавами, внутри которого разложены кольца.

3.   Бег по «лестнице» (начерченным на земле линиям) в мед­ленном, а затем в ускоренном темпе.

4.   Бег в сочетании с прыжками через набивные мячи после каждого третьего бегового шага.

Для совершенствования навыков в беге рекомендуется соз­давать игровую обстановку и вводить элементы соревнований. С учащимися 3-4 класса проводят игры-упражнения на лучшее выполнение элементов бега: бег с носка, узкая постановка стоп, правильное и свободное движение рук и др.

Бег на скорость. При обучении бегу на скорость ставится задача научить школьников при быстром темпе сохранить все правильные, рациональные движения и прямолинейность бега. Особое внимание уделяют упражнениям, способствующим раз­витию частоты беговых шагов.

Последовательность обучения бегу на скорость может быть такой:

1. Медленный бег с последующим ускорением. Здесь важно следить за сохранением легкости движений при ускорении и постановкой ноги с носка.

2.   Имитация движения рук стоя на месте. Руки согнуть в локтях. Движения руками начинают медленно, а затем ускоряют. Выполняют упражнение 2-3 раза по 10 сек. Учитель обра­щает внимание учащихся на необходимость широких и свобод­ных движений руками.

3.   Бег с ускорением на 20-30 м. Дистанция делится попе­речными полосами на 3 отрезка. На первом отрезке ученики бегут в среднем темпе, на втором     темп бега усиливается, на третьем - становится быстрым. После этого ученики переходят на медленный бег и ходьбу. В начале обучения бег проводят ше­ренгами, а затем группами по 4-6 человек.

4.   Бег на скорость до 40 м. Наносится линия старта, в 20-25 м от нее чертят поперечную линию, а еще через 15-20 м - линию финиша.  Ученики,  разогнавшись  на  первых  20-25 м, стремятся пробежать зону, отмеченную линиями, как можно бы­стрее. Упражнение выполняется группами в 4-5 человек или парами. Для лучшего развития быстроты пары составляются из равных по силам учащихся.

5. Бег по «частой горизонтальной лестнице», т.е. по линиям, начерченным на  площадке в 40 см одна от другой, проводится в форме соревнований между командами.

Для развития быстроты бега применяются также игры-уп­ражнения и подвижные игры.

Бег с попутным преодолением препятствий может включать обегания, прыжки, перелезание, равновесие. Изучение бега с преодолением препятствий начинается не ранее второго полу­годия - после того, как дети усвоят основы техники обегания или преодоления препятствий. Количество препятствий и степень трудности их преодоления должны быть возрастающими. Снача­ла можно включить только одно препятствие, например, на ди­станции 20 м перепрыгнуть во время бега «ров» шириной 50- 60 см. Затем постепенно количество разнородных препятствий может быть увеличено до двух-трех. Например, требуется про­бежать отрезок в 20 м, перепрыгнув «ров» или «вал», обежав куст (дерево), пробежать по узкой, извилистой тропинке.

Бег в чередовании с ходьбой на местности. После того как учащиеся овладеют правильными бегом, ходьбой, преодолением горизонтальных и вертикальных препятствий, можно переходить к смешанному передвижению на местности. Занятия на мест­ности позволят применить полученные знания и навыки в есте­ственных условиях.

Для занятий подбирается слабо пересеченная, но вместе с тем достаточно интересная местность, с различными препятст­виями. Бег проводится в равномерном темпе и чередуется с обычной ходьбой. Длина дистанции смешанного передвижения может доходить до 200 м. На первых уроках отдельные про­бежки должны быть небольшими, более половины общей дистанции смешанного передвижения проходят шагом. К концу обучения соотношение ходьбы и бега становится примерно рав­ным.

Бег на местности проводится широким свободным шагом, нога ставится на землю с носка, но с последующим опускани­ем на всю стопу. При беге в гору туловище несколько наклоня­ется вперед, активизируется работа рук, нога также ставится с носка. При беге с горы туловище отклоняется назад, нога ставится с пятки, скорость передвижения немного сдерживается и затем увеличивается перед выбеганием со склона на ровную поверхность.

 

Прыжки

 

Прыжки через короткую скакалку. Во 2 классе учащиеся ос­воили прыжки через скакалку с одной ноги на другую. В 3-4 классе необходимо повторить эти упражнения и дополнить прыжками с одной ноги на другую с продвижением вперед.

Затем приступают к обучению прыжкам с вращением ска­калки назад. Эти упражнения уже знакомы учащимся, меняют­ся только условия их выполнения. Из исходного положения, когда скакалка спереди, перебросить ее назад и перешагнуть через нее; затем перепрыгнуть толчком одной ноги с призем­лением на другую; перепрыгнуть через скакалку толчком двумя с приземлением на обе ноги; при медленном вращении скакалки назад соединить 3-4 прыжка на обеих ногах с промежуточным подскоком; то же без промежуточного подскока; то же с не­большим продвижением назад.

Прыжки с высоты. Повторив подводящие упражнения, изу­ченные ранее, приступают к закреплению навыков в впрыгивании с постепенным увеличением высоты с 30 до 80 см. Нужно постоянно требовать от учащихся мягкого и устойчивого при­земления в усложненных условиях прыжка: с поворотами, раз­личными движениями рук во время полета, при преодолении полосы препятствий, в эстафетах и подвижных играх, при не­обходимости точного приземления в круг 30—50 см в диаметре и т. д.

Прыжки на мягкое препятствие высотой до 50 см. Прыжки на высокие препятствия требуют большой силы ног, которая развивается специальными упражнениями:

1.   Многократное подпрыгивание на двух ногах без сгибания ног в коленных суставах, отталкиваясь только стопой.

2.   Прыжки с одной ноги на другую со скакалкой и без нее.

3.   Прыжки на двух ногах через набивные мячи или кубики, с махом рук вперед вверх и с максимальным  подтягиванием коленей к груди.

4.   Выпрыгивание вверх из положения стоя одной ногой на гимнастической скамье, а другой на полу.

5.   Приседания на одной ноге, держась рукой за рейку гим­настической стенки.

Для развития силы мышц маховой ноги применяется упраж­нение у гимнастической стенки - махи согнутой в колене ногой до уровня груди. При выполнении этого упражнения надо сле­дить, чтобы таз находился над опорной ногой, а туловище не отклонялось назад. О других специальных упражнениях для развития силы ног рассказывается в разделе обучения прыж­кам в длину.

Прыжки в длину с разбега. Основными задачами при про­ведении прыжков в длину с разбега являются: совершенствова­ние навыка точного отталкивания с определенного места и обу­чение правильному приземлению. С этой целью все прыжки в длину с разбега в 3-4 классе проводятся из «зоны отталкивания» шириной 40 см. Стандартная ширина бруска для отталкива­ния - 20 см.

Прыжок «в шаге» отрабатывается с помощью упражнений в напрыгивании на препятствия, прыжков с доставанием коленом предметов, подвешенных на уровне груди, далеко-высокие прыж­ки через несколько определенно расставленных препятствий. Количество препятствий увеличивается постепенно от одного до трех. Первое препятствие у места отталкивания (небольшой барьерчик, мяч) заставит ученика сильно оттолк­нуться и высоко поднять бедро маховой ноги. Следующее пре­пятствие, повыше (булава, барьер, веревочка), помешает ему преждевременно подтянуть толчковую ногу, благодаря чему и фиксируется «шаг». Последнее препятствие, опять низкое, спо­собствует выработке умения выбрасывать ноги вперед к момен­ту приземления.

Далеко-высокие прыжки имеют и большое прикладное зна­чение. Путем преодоления разнообразных и все усложняющих­ся препятствий воспитывается смелость, решительность, уверен­ность в своих силах.

Прыжки на точность приземления проводятся по трем поло­сам. Для мальчиков первая полоса наносится на расстоянии 110 см от зоны отталкивания, вторая - 150 см, третья - 190 см; для девочек первая на 100 см, вторая - 140 см, третья - 180 см. Учащимся дается задание точно приземлиться на ту или иную полосу.

Прыжки на заданное расстояние можно проводить в форме игры-упражнения, Класс делится на 3-4 отделения, которые выстраиваются по шеренгам друг за другом за линией начала разбега. По сигналу ученики разбегаются, отталкиваются в «зо­не» и приземляются в заданную полосу. Побеждает отделение, в котором оказалось наибольшее количество точных приземлений, при условии отталкивания из «зоны». В течение урока мож­но провести пять-шесть таких прыжков.

Прыжки на точность способствуют развитию мышечного чув­ства, ориентировки в пространстве, умения координировать свои движения. Они имеют и прикладное значение, так как в есте­ственных условиях, например при перепрыгивании ручья, не всегда можно выбрать для приземления большое и ровное место.

Прыжки на дальность. Результат (дальность) прыжка зави­сит от умения учащихся сочетать энергичный разбег с точным и сильным отталкиванием. Задачей обучения в III классе явля­ется совершенствование навыков в этих прыжках.

Прыжки в высоту с прямого разбега. При проведении прыж­ков в высоту в 3-4 классе особое внимание следует обращать на умение сочетать быстрый разбег с полноценным отталкива­нием, на полное выпрямление толчковой ноги и туловища в мо­мент отталкивания. Этому способствует повторение прыжков, ранее изученных в 1 и 2 классах: со скакалкой, с напрыгиванием на препятствия, с доставанием высоко подвешенных пред­метов, а также игры и эстафеты с элементами прыжков. К кон­цу обучения девочки должны уметь прыгать через планку вы­сотой до 60 см, а мальчики - до 70 см.

 

Метания

 

Основными задачами обучения метанию в 3-4 классе явля­ются закрепление навыков, полученных в 1-2 классах, и усо­вершенствование их, повышение точности и силы броска.

В III классе для метания можно применять не только мячи, но и другие легкие и удобные для этой цели предметы, напри­мер болванки для гранат, деревянные чурки (25-30 см), рези­новые трубки (25-30 см), дротики с мягкими наконечниками и т.д.

Решить эти задачи можно путем дальнейшего использования ранее изученных комплексов упражнений с требованием от уча­щихся более четкого и согласованного выполнения их, с боль­шей амплитудой и точностью движений.

Мишени для метания необходимо располагать на высоте 3 м и на расстоянии 10 м для мальчиков и 8 м для девочек. Обычно применяются круглые мишени диаметром не более 80 см, с тре­мя концентрическими окружностями (40, 60 и 80 см).

Рекомендуется чаще заменять мячи на другие легкие пред­меты. Техника метания их в основном такая же, как и мячей. Изменяется лишь способ их держания. Так, болванки для гра­нат, деревянные чурки, резиновые трубки вкладываются в ла­донь по ее диагонали и захватываются пальцами.

 

ЛЫЖНАЯ  ПОДГОТОВКА

 

Попеременный двухшажный ход. На первых занятиях по лыжной подготовке ставится задача восстановить ранее усвоенные навыки скользящего шага, а на последующих занятиях - отработать технику движений руками и общую ко­ординацию движений.

Перед началом практических занятий на лыжах рекоменду­ется еще раз объяснить учащимся основные элементы правиль­ной техники скользящего шага. Рассмотрим их.

1. Опорная нога (на которой лыжник скользит) вначале постепенно выпрямляется, потом перед отталкиванием и в пер­вой его стадии сгибается и снова распрямляется в конце толчка.

2. Отталкивание ногой  начинается в момент остановки лы­жи, когда пятка отрывается от грузовой площадки, и заканчи­вается полным распрямлением ноги. Направление отталкивания - вдоль оси тела («на взлет»).

3.  После толчка лыжа отрывается от снега, но не высоко.

4.  Маховая нога в первый момент отталкивания находится рядом с толчковой или опережает ее на несколько сантиметров.

5.  В начале скольжения голень опорной ноги вертикальна, затем стопа слегка выскальзывает вперед и в конце скольже­ния снова принимает вертикальное положение.

6.  Палка ставится на снег примерно в середине фазы сколь­жения или несколько раньше, под углом 700. На нее сразу же переносят давление руки и туловища.

7.  В первой фазе скольжения туловище своего положения не меняет, при важные на палку наклоняется, а в конце отталки­вания ногой вновь выпрямляется.

Разучивание движений рук при переменном двухшажном хо­де начинают с показа выноса палки. Рука свободно движется вперед одновременно с махом свободной ногой, слетка согнутой в колене.  

Начиная с 10-го и по 20-й кадры можно проследить, насколь­ко согласованно движутся вперед левая рука и правая нога лыжника. Мах рукой делают не кистью вперед, а локтем, т.е. не за счет сгибания руки в локтевом суставе, а за счет сильного тягового усилия мышц плечевого пояса. Энергичное движение рукой помогает маху ногой, но не должно опережать его. Когда рука проходит отвесное положение, кисть оказывается около ко­лена (кадр 17, левая рука). Обе руки встречаются впереди толчковой ноги (кадр 17).

Рука выносится вперед вначале почти выпрямленной (кадры 1-5). Она поднимается чуть выше уровня плечевого сустава (кадр 6). К моменту постановки палки на снег (кадр 8) она слегка сгибается в локте (на 15-200).

Как уже указывалось, лучший угол постановки палки – 700 к поверхности снега. Как только палка станет на снег, лыж­ник начинает давить на нее весом тела. Сначала (кадры 9- 15) руку сгибают в локте (но не более чем до прямого угла), а затем разгибают. Разгибание начинается еще в то время, когда рука не дошла до вертикали (кадры 16-17) и продолжа­ется до конца отталкивания (кадры 18-20). Если не начать своевременно разгибать руку, то кисть пройдет слишком высо­ко («у кармана») и угол отталкивания палкой не будет доста­точно острым. Чтобы образовать такой угол отталкивания пал­кой, лыжник, кроме того, наклоняет туловище.

Наибольшее давление на палку происходит в тот момент, когда рука проходит вертикаль (кадры 18-19).

Заканчивать толчок палкой лучше всего в тот момент, когда начинается толчок ногой (кадр 20). К моменту отрыва от сне­га палка и рука образуют прямую линию. В этот момент палка удерживается большим и указательным пальцами кисти руки. Давление кистью осуществляется через петлю палки.

После отталкивания рука с палкой слегка поднимается вверх, но это движение не нужно утрировать. Во время толчка плечевой пояс еле заметно «провожает» палку. Но и это дви­жение не надо излишне подчеркивать.

Обучение технике попеременного двухшажного хода прово­дится, как правило, сначала на учебном кругу, затем на учебной лыжне, имеющей горизонтальные участки и участки с уклона­ми вниз и вверх (до 3-40).

Наблюдая за учащимися, учитель на ходу делает необходи­мые замечания. При правильном выполнении движений доста­точно сказать: «Правильно!», «Хорошо!», «Молодец!». Если уче­ник допускает грубые ошибки, можно его остановить, объяснить ему ошибку и, если нужно, вновь показать правильный способ движения. Если и это не помогает, то прибегают к подводящим упражнениям или возвращаются к разучиванию элементов тех­ники, раиее плохо усвоенных.

Наиболее характерными и часто встречающимися ошибками в технике попеременного двухшажного хода являются следую­щие:

1.   Движение на прямых ногах (отталкивание прямой ногой, толчок слабый, шаг короткий). Исправление этой ошибки надо начинать с разучивания более низкой посадки и скольжения на согнутой ноге. Когда это усвоено, разучивается подседание и перекат тела над стопой перед толчком, а после толчка - ма­хового выноса вперед свободной ноги и достаточно широкого выпада.

2.   Неправильный толчок ногой (больше вверх, чем вперед), в результате чего получается своеобразный «подпрыгивающий ход».  Избавиться от этой ошибки  можно, уменьшив подседа­ние и  делая   более энергично   перекат. тяжести  тела   вперед  (на носок). Нужно обратить внимание также на работу рук: отталкиваться ими следует под более острым утлом, наклоняя туловище в сторону толчковой руки.

3.  Слабый толчок ногой, в результате чего получается так называемый падающий ход. В этом случае применяются под­водящие упражнения без лыж: передвижение низкими прыжка­ми с сильным, законченным разгибанием ноги; имитация махо­вого выноса ноги вперед; скользящий шаг без палок, по рав­нине и в гору и т. д. Это способствует повышению посадки и укорачиванию выпада.

4.  Ранняя загрузка маховой ноги и   как следствие длитель­ное двухопорное скольжение. Для исправления этой ошибки по­вторяются упражнения для разучивания четкого переноса тя­жести тела с одной ноги на другую на месте (имитация) и в движении  (скользящий шаг без палок, руки за спину).

5.  Незаконченный толчок палкой. Причина этой ошибки: вы­сокое проведение кисти («у кармана»), палка зажата в кулаке, туловище не наклоняется в сторону руки, опирающейся на палку рука до конца не распрямляется. Чтобы толчок палкой вы­полнялся до конца, прежде всего надо проследить, как дети держат ее, и исправить возможные ошибки. Затем следует обу­чить более низкой проводке кисти, предложить максимально на­жимать на палку в момент вертикального положения руки, про­следить за полным распрямлением руки в локтевом суставе в конце толчка.

Естественно, могут возникнуть и многие другие ошибки. Учитель, хорошо зная основы правильной техники двухшажного попеременного хода, может сам найти пути к их устранению.

Повороты переступанием в движении имеют два варианта: переступанием на внутреннюю или внешнюю лыжу. Выполняя поворот переступанием на внутреннюю лыжу с  внешней (по отношению к центру поворота), лыжник переносит тяжесть тела полностью на наружную лыжу, слегка подседает и наклоняет бедра во внутреннюю сторону поворота. После этого он отталкивается внешней лыжей, переносит другую лыжу над снегом в новое направление, отводя носок в сторону, и перено­сит на нее тяжесть тела. В заключение остается только приставить внешнюю лыжу к внутренней. Если за один прием не удалось повернуться на необходимый угол, переступание повторяется несколько раз.

Обучение повороту переступанием рекомендуется начинать на выкате (горизонтальной площадке) после спуска с некруто­го, но достаточно длинного склона (20-30 м). При небольшой скорости движения дети довольно легко выполняют поворот пе­реступанием в ту или другую сторону. Когда после нескольких повторений дети достаточно хорошо усвоят технику движений поворота, полезно дать несколько уп­ражнений для развития чувства равно­весия: поочередное поднимание лыж во время спуска, переступание с одной лыжи на другую и др.

Затем разучивается: поворот «к склону» - из прямого спуска в спуск наискось; поворот «от склона» - из спуска наискось в прямой спуск; пол­ный поворот, т. е. из спуска наискось в одном направлении в спуск наис­кось в противоположном направлении. При обучении детей повороту пере­ступанием чаще всего наблюдают сле­дующие ошибки:

1.  Ученик  неуверенно отрывает от снега лыжу, которую должен переста­вить в новое направление, и торопится перенести на нее тяжесть тела.

2.  Ученик очень сильно приседает и отклоняется назад («сидит на пятках»).

3.   Лыжник не наклоняется в сторону поворота и вперед, что также часто служит причиной потери равновесия.

4.   Лыжник слабо отталкивается от внешней лыжи или за­паздывает с приставлением внешней лыжи, в результате чего лыжи разъезжаются и неизбежно падение.

После овладения учащимися основами техники поворот раз­учивается на большей скорости, по более крутой дуге, на более глубоком снегу.

Поворот переступанием на внешнюю лыжу начи­нается отведением в сторону внешней лыжи. Тяжесть тела пе­реносится при этом на внутреннюю ногу, после чего ставят лыжу на снег и мягко переносят на нее тяжесть тела, слегка подседая, чтобы не вызвать резким движением соскальзывания лыжи в сторону. Поворот применяется преимущественно для перехода из спуска по склону наискось в спуск прямо по линии спада склона на не­большой скорости.

Подъем «лесенкой». Этот способ применяется на достаточно кру­тых склонах, когда лыжи можно удер­жать от соскальзывания вниз, только поставив боком к линии спада. Лыж­ник поднимается вверх по склону при­ставными шагами. На короткие крутые склоны можно взбираться быстрыми скачками с одной ноги на другую. Продвижение вверх часто сочетают с продвижением вперед (назад).

Все это довольно легко усваивается детьми, однако бывают и ошибки; негоризонтальная постановка лыж, недостаточно кру­тая постановка их на ребра, слабая опора на палки и др. Ошибки эти легко устранимы.

Повторное прохождение коротких отрезков. В 3-4 классе ре­комендуется начинать упражнения в прохождении на лыжах ко­ротких (40-50 м) отрезков на скорость. На это в уроке отво­дится 5-10 мин.

Прежде всего каждый ученик прокладывает себе лыжню. Затем класс выстраивается и учитель подает сигнал для на­чала движения. В одном уроке учащиеся проходят отрезок 2-3 раза с отдыхом между повторениями в 2-3 мин. В это вре­мя дети спокойно катаются на лыжах. Отрезки проходят с мак­симальной скоростью, но такой, которая не препятствует пра­вильному выполнению техники движений.

Передвижение по слабо пересеченной местности. 15-20 мин на уроке следует отводить для передвижения на лыжах по сла­бо пересеченной местности на дистанцию до 1 км. Дистанция выбирается с таким расчетом, чтобы на ней были горизонталь­ные отрезки, пологие подъемы до 50 и более крутые короткие подъемы в 15-200 протяженностью 10-15 м, а также спуски: пологие (до 50), длинные, крутые (до 100), короткие, прямые, с поворотами и т.д. На дистанции не должно быть таких уча­стков, которые были бы хоть сколько-нибудь опасны для детей (кочковатых, с сильно разбитой лыжней, слишком крутыми спусками и поворотами).

Лучше всего, если дистанция будет иметь форму замкнутого круга.

Перед учащимися не ставится задача прохождения дистан­ции на скорость. Нужно лишь пройти ее, выполняя как можно правильнее технические приемы, применяя в зависимости от рельефа местности изученные способы: попеременный двухшажный ход, подъемы ступающим шагом и лесенкой, спуск в ос­новной стойке, повороты переступанием.

Рекомендуется распределять учащихся по силам на 2-3 груп­пы и пускать с небольшими интервалами, чтобы они друг другу не мешали.

Учитель может находиться на каком-либо участке дистанции и, следя за прохождением лыжников, делать им замечания об ошибках и давать различные указания.

Hosted by uCoz