МЕТОДИКА УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В ПЕРВОМ КЛАССЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Двигательный режим ученика 1 класса.
При построении двигательного
режима ученика 1 класса основываются на следующих гигиенических требованиях: а)
оптимальная продолжительность различных видов деятельности, их рациональное
чередование и постоянная регулярность; б) достаточный отдых с максимальным
пребыванием на свежем воздухе; в) регулярное питание; г) гигиенически
полноценный сон.
Продолжительность отдельных
видов деятельности и отдыха в общем режиме дня ученика 1 класса может быть
следующей: занятия в школе - не более 3-4 часов; приготовление уроков дома - 1
час; внеклассные, внешкольные, свободные занятия, общественно полезный труд –
1-2 часа; утренняя гимнастика и закаливающие процедуры, туалет, прием пищи -
2,5 часа; пребывание на свежем воздухе - 3,5-4 часа; сон - не менее 12 часов.
Двигательную деятельность в
режиме дня для ученика 1 класса составляют: утренняя гимнастика с воздушными и
водными закаливающими процедурами (7.10-7.30); прогулка по дороге в школу (7.50-8.20);
физкультминутки на уроках, игры на переменах; прогулка по дороге из школы
домой (12.30-13.00); послеобеденная прогулка с подвижными играми и развлечениями
(14.30-16.00); вечерняя прогулка (17.30-19.00). Кроме того, в нее входят 2
урока физической культуры в неделю, 1-2 занятия кружка физической культуры, а
по воскресным дням - загородные прогулки (походы).
Режим учащихся первых классов
в школах с продленным днем может быть построен таким образом, что время с 8.30
до 11.00 отводится на уроки арифметики, письма, чтения; с 11.50 до 13.00 - на
приготовление домашних заданий по этим предметам; с 16.00 до 18.00 - на уроки
физической культуры, труда, пения. При таком режиме дня время с 12.30 до
13.00, с 15.00 до 16.00 и с 18.00 до 18.30 может быть использовано для
подвижных игр, занятий в кружках физической культуры и прогулок. Урок
физической культуры проводится с 16.30 до 17.15 или с 17.20 до 18.05.
В режиме дня учащихся
школ-интернатов занятия физической культурой могут быть организованы в
следующие часы: прогулка с играми и развлечениями - 15.00-16.00; внеклассные
занятия (включая труд) - 17.00-19.00.
Одежда и обувь ученика во
время занятий физической культурой.
Желательно, чтобы каждый
ученик имел три комплекта одежды и обуви:
1. Для занятий в помещении — трусы, майку,
тапочки.
2. Для занятий осенью и весной на пришкольной
площадке и для загородных прогулок и походов — трикотажный костюм, полукеды или
кеды.
3. Для уроков лыжной подготовки, загородных
прогулок и походов — лыжный шерстяной
(или полушерстяной с начесом) костюм, свитер, лыжную шапочку, варежки
(кожаные или шерстяные), лыжные ботинки.
Гигиена после урока
физической культуры. После урока физической культуры дети должны снять с себя
спортивную форму, вымыться под душем и надеть обычную школьную одежду.
Спортивную форму, полотенце, мыло и губку рекомендуется хранить в полиэтиленовом
мешочке. С первого же дня пребывания детей в школе их надо приучать носить спортивную
форму только на занятиях по физической культуре.
ГИМНАСТИКА
Построения и перестроения
В 1 классе необходимо научить
детей быстро строиться в колонну по одному и в одну шеренгу, равняться в
затылок (в колонне) и по носкам (в шеренге), начинать движение и останавливаться
по командам, размыкаться на вытянутые руки и выполнять простейшие перестроения.
Построение в колонну по
одному
Колонна - это строй, в котором
учащиеся стоят один за другим в затылок. Стоящий впереди называется
направляющим, а последний в колонне - замыкающим. Расстояние между стоящими в
колонне (в глубину) называется дистанцией. Обычно она равна одному шагу или
вытянутой вперед руке.
При передвижениях
направляющий двигается по заданному направлению и остальные ученики следуют за
ним.
На первых уроках, чтобы
построить детей в колонну, учитель ставит самого высокого ученика правым боком
к длинной стене зала и подает распоряжение: «Встать в затылок один за другим,
положить правую руку на плечо впереди стоящему ученику». После этого остальные
ученики становятся по росту в затылок первому, соблюдая дистанцию в один шаг.
Для проверки дистанции нужно положить правую руку на плечо впереди стоящего.
Позже построение выполняется
по команде: «Класс, в колонну по одному - становись!» Подав команду, учитель
становится в положение «смирно» лицом в сторону движения, а ученики
выстраиваются в затылок учителю.
Построение в одну шеренгу.
Шеренга - это строй, в котором
учащиеся стоят вдоль одной линии, один возле другого, и обращены лицом в одну
сторону. Сторона строя, в которую учащиеся обращены лицом, называется фронтом,
а противоположная сторона - тылом. Боковые оконечности строя называются
флангами (справа - правый, слева - левый фланг). Учеников, стоящих на флангах,
называют правофланговым и левофланговым.
При поворотах строя названия флангов не меняются. Расстояние между учениками в
шеренге называется интервалом. Обычно он равняется ширине ладони между локтями
стоящих рядом учеников. Такой строй называется сомкнутым. В разомкнутом строю
ученики располагаются друг от друга на один шаг или на больший интервал,
указанный учителем.
Вначале целесообразно научить
класс построению в шеренгу, используя поворот колонны налево или направо.
Желательно, чтобы ученики
запомнили ориентиры, облегчающие нахождение своего места в строю на месте
постоянного построения (по направлению досок пола, линий паркета, специально
нанесенных краской или мелом линий на полу).
В дальнейшем детей обучают
быстро строиться по команде: «Класс, в одну шеренгу - становись!» Для подачи
команды учитель становится в положение «смирно», лицом в сторону фронта
построения. Ученики выстраиваются влево от учителя, соблюдая установленные интервалы.
Носки обуви у всех должны быть на одной прямой линии. С началом построения
учитель выходит из строя и следит за выстраиванием класса. Далее он подает
команду «Разойдись!», по которой ученики расходятся по залу. На первых уроках
задание повторяется несколько раз.
В начале обучения построение
проводится на одном и том же месте, затем в разных местах зала и без
вспомогательных линий и предметов и, наконец, построение на скорость. В заключение
учитель может провести игру-соревнование на скорость построения между отдельными
группами учащихся.
Перестроение в круг из
шеренги взявшись за руки производится по команде: «Класс, в круг, взявшись за руки, -
становись!»
Перестроение можно выполнить
двумя способами:
а) все ученики берутся за
руки, а учитель берет за руку правофлангового или левофлангового и двигается по
кругу, соединяя фланги;
б) учитель становится против
ученика, стоящего посредине шеренги, на расстояние нескольких шагов, а ученики,
стоящие на флангах, по его команде двигаются к нему, образуя круг.
Размыкание на вытянутые
вперед руки в колонне.
По команде «На вытянутые руки
разомкнись!» все учащиеся, за исключением направляющего, поднимают руки вперед
и отходят назад на указанную дистанцию, после чего руки опускают. Вначале
размыкание проводят в колоннах по 5-6 человек, следя за тем, чтобы дети не
поворачивались назад.
Размыкание на вытянутые в
стороны руки в шеренге проводится
по такой же команде. Но в этом случае все учащиеся, кроме правофланговых, начинают
отодвигаться влево, поставив руки в стороны, пока не будет достигнут
необходимый интервал. Вначале размыкание проводят в шеренгах по 5-7 человек, а
затем в две и одну шеренгу. Для возвращения учащихся на свои места подается
команда: «Класс, сомкнись!»
Повороты на месте
переступанием и прыжком.
Вначале учитель знакомит
школьников с расположением правой и левой сторон, затем показывает, как делать
поворот переступанием. Команды такие: «Напра-во!», «Нале-во!». Поворот
переступанием выполняется на два счета и обычно сопровождается подсчетом
(«раз-два»). Для выполнения поворота прыжком подается команда: «Прыжком напра-во
(нале-во)!»
Передвижение в колонне по
одному.
Для движения колонны вдоль
границ зала или площадки подается команда: «Класс, нале-во (напра-во), в обход
зала (площадки) шагом марш!» Учитель следит за тем, чтобы ученики соблюдали
дистанцию и равнение, делали повороты на углах зала (площадки), не выходили из
строя и не обгоняли друг друга.
Перестроение в колонну по
три (четыре) с построением отделений на заранее установленные места
применяется для выполнения общеразвивающих
упражнений, проведения эстафет и некоторых игр.
Учитель вызывает
из строя трех (четырех) учеников и ставит по одному на расстоянии, удобном для
занятий. Потом вызывает следующих трех или четырех учеников, которые встают в
затылок направляющим и т. д. Когда дети будут знать свои места в колонне, построение
производится по команде: «Класс, в колонну по три (четыре) - становись!»
Упражнения для формирования осанки
Обучение правильной осанке
рекомендуется начинать с упражнений у вертикальной плоскости, например у стены
без плинтуса.
Применяются следующие
упражнения:
1. Встать к стене, плотно прижаться к ней
затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Нужно, чтобы ученики запомнили это
положение, характерное для правильной осанки.
2. Принять положение правильной осанки у
стены; не нарушая осанки, сделать шаг вперед и снова вернуться в исходное положение.
3. Присесть у стены, не теряя соприкосновения
с ней и сохраняя прямое положение туловища.
4. Стоя у стены, медленно поднять руки через
стороны вверх.
5. То же, поднимаясь на носки.
6. Стоя у стены, поднять
правую, а затем левую ногу вперед, согнув в колене; захватить руками ногу и
прижать ее к туловищу. Упражнение выполняется медленно.
Навык правильной осанки,
особенно держания головы, весьма эффективно закрепляется в процессе упражнений
с удержанием на голове различных предметов: мешочков, наполненных песком,
мелкой галькой, желудями (весом 150-
Такими упражнениями могут
быть следующие:
1. Удерживая предмет на голове, поднять руки
в стороны, медленно подняться на носки.
2. Ходьба руки в стороны и обычная ходьба с предметом на голове на короткие расстояния.
3. Ходьба по «узкой тропинке» (по коридору,
начерченному мелом на полу, доске пола и т. п.).
4. С предметом на голове встать на
гимнастическую скамейку и сойти с нее.
5. С предметом на голове, руки в стороны, пройти
по гимнастической скамейке.
Одновременно с упражнениями
на осанку выполняются упражнения для укрепления мышц стопы. Упражнения следует
выполнять без обуви (в носках).
Основными упражнениями
этого назначения являются:
1. Ходьба на
носках. Необходимо требовать максимального подъема на носки и держания ног
прямыми.
2. Ходьба
по обручу (гимнастической палке,
канату или веревке), обхватывая
предмет пальцами ног.
3. То же, но обхватывая сводом стопы.
4. Ходьба левым (правым)
боком вперед по рейке гимнастической скамейки, обхватывая ее сводом
стопы.
5. Перекаты с пятки на носок и обратно, стоя
серединой стопы на гимнастической палке.
Акробатические упражнения
Группировка —
это положение тела, когда согнутые в коленях ноги, хватом на голени (стопы и
колени слегка разведены) сильно притянуты руками к груди. Спина округлена,
голова наклонена вперед, локти плотно прижаты к телу. Группировка выполняется в
положениях сидя на полу, в приседе, лежа на полу.
Перекат, Выполняя
это упражнение, ученик в положении группировки перекатывается назад (вперед,
вправо, влево), не переворачиваясь через голову. Перекаты применяются как подводящие
упражнения и как прием самостраховки при падениях и изучаются в такой последовательности:
1. Из группировки сидя мягко перекатиться
назад, коснуться пола лопатками, затылком и, не задерживаясь, перекатиться
вперед.
2. Из упора присев сесть
ближе к пяткам, принять плотную группировку, теряя равновесие, перекатиться
назад до касания пола лопатками и затылком, а затем выполнить перекат вперед в
исходное положение. Возвращение в упор присев достигается энергичным движением
плеч и головы вперед, не нарушая положения группировки.
Лазанье и перелезание
Лазанье по гимнастической скамейке. Вначале учащихся знакомят со способами захвата
руками за края скамейки (большой палец сверху, остальные снизу скамейки) и с
положением тела в упоре стоя на коленях. По команде ученики садятся верхом на
скамейку, захватывают ее край, затем, опираясь на прямые руки, поочередно ставят ноги на
скамейку и принимают положение упора стоя на коленях. Упражнение повторяется 2-4
раза. Затем таким же образом изучается положение упора стоя на четвереньках.
Передвижение по гимнастической скамейке в упоре на коленях и на четвереньках
осуществляется следующим образом. Приняв положение упора, ученики начинают
передвигаться, переставляя одновременно левую ногу и правую ногу, и наоборот.
Другое, более сложное упражнение — лазанье на четвереньках по наклонной
скамейке, установленной под углом до 20о, кверху и обратно. Обычно
скамейка одним концом крепится за вторую рейку (снизу) гимнастической стенки.
Лазанье по гимнастической стенке (вверх, вниз, влево, вправо). Сначала
ученикам объясняют способ захвата рейки руками (большой палец снизу рейки,
остальные сверху) и правильную постановку стоп. Затем приступают к выполнению
упражнений: лазанью вверх до определенной высоты и слезанию вниз, наступая на
каждую рейку сначала обеими ногами и затем также поочередно перехватываясь
руками за следующую рейку; лазанью с поочередным перехватом сначала руками, а
затем ногами, вставая на рейку одной ногой. Ученикам объясняют, что при
слезании вниз смотреть на нижнюю рейку нельзя. При первоначальном обучении
высоту подъема ограничивают серединой стенки, запрещают спускаться вниз на
одних руках или спрыгивать с гимнастической стенки.
Лазанье по гимнастической
стенке в сторону выполняется приставными шагами. Сначала изучают передвижение
на небольшой высоте (вторая-третья рейка снизу) вправо, затем влево, потом -
на большей высоте (шестая-седьмая рейка).
Перелезание через препятствия. Из способов перелезания через препятствия (высотой до
Упражнения на равновесие
Обучение школьников этим
упражнениям рекомендуется проводить в такой последовательности:
1. Ходьба по линии,
начерченной на полу. Учащиеся разделяются на 6-7 колонн и двигаются по линии
одновременно.
2. Ходьба по линии с перешагиванием
через поперечные полосы шириной 20-
3. Ходьба по скамейке и спрыгивание с конца
скамейки.
4. Ходьба по бревну, лежащему на полу.
5. Ходьба
по бревну, находящемуся на
высоте 60 см. На этом бревне
изучается обычная ходьба, ходьба с различными предметами в руках (скакалка,
малый и большой мячи), ходьба приставными шагами, с высоким подниманием колен,
с перешагиванием через веревочку, расположенную на высоте
6. Ходьба по
наклонной скамейке (высота
Ходьба и бег
На
первый взгляд, ходьба и бег являются довольно простыми видами движений. Однако
одно дело просто идти, совсем другое дело — идти свободным широким шагом, с правильной
осанкой; одно дело просто бежать, другое дело - бежать быстро. Неподготовленные
учащиеся делают в беге и ходьбе много ошибок. Поэтому требуется большая и
кропотливая работа учителя по формированию у учащихся первого класса навыков
этих движений.
Ходьба.
Основная задача при
обучении ходьбе в 1 классе - научить детей ходить в строю свободно и
непринужденно с правильной осанкой. На уроках применяются следующие виды
ходьбы: обычная, на носках с различными положениями рук, ритмическая ходьба.
К правильной ходьбе
предъявляются следующие требования: положение тела и движения рук и ног
свободны и естественны; шагающая нога мягко и эластично ставится на пятку с
последующим перекатом на носок, колено слегка сгибается, смягчая толчок. Толчковая
нога, находящаяся сзади, выпрямляется до отказа. Туловище и голова держатся
прямо, плечи отводятся назад. Движения рук и ног чередуются перекрестно.
У первоклассников наиболее
часто встречающимися недостатками при ходьбе являются отсутствие правильной
осанки, шарканье ногами, раскачивание туловища, неравномерный темп ходьбы,
неправильная постановка стоп (чрезмерно развернуты носки).
Чтобы обучить детей
правильной ходьбе, особенно тех, которые имеют недостатки в походке,
необходимо внимательно подбирать методические приемы и настойчиво добиваться
усвоения детьми необходимых навыков.
Некоторые дети при
упражнениях в ходьбе допускают грубую ошибку - одностороннее сочетание движений
рук и ног при движении правой ноги вперед выносится правая рука, при движении
левой ноги - левая рука. Это объясняется либо непониманием задания и излишним
напряжением, либо недостаточной координацией. Не нужно спешить указывать детям
на их недостатки, лучше предложить задание, отвлекающее их внимание от работы
рук. Возможен, например, такой прием. В начале ходьбы «крадучись» учитель дает
установку идти «тихо-тихо», чтобы не было слышно шагов, затем начинает медленно
и тихо подсчитывать. Постепенно усиливая голос и ускоряя темп, учитель дает
отрывистую и достаточно громкую команду для перехода на четкую ходьбу. Дети,
передвигаясь «крадучись», забывают о руках. Работа рук и ног получается естественной,
и при переходе на обычный шаг дети продолжают идти правильно.
Кроме ходьбы широким
свободным шагом, на уроках применяются в качестве общеразвивающих и
специальных упражнений ходьба скрестными шагами, «крадучись», пригнувшись и т.
д. Выполнение этих упражнений способствует устранению плоскостопия, создает у
учащихся представление о различных положениях головы, туловища, ног и рук.
Неравномерность ритма ходьбы,
колебание туловища, беспорядочные движения рук устраняются по мере обучения и
приобретения общего двигательного опыта.
В 1 классе предусмотрено
также обучение различным положениям рук при обычной ходьбе и при ходьбе на
носках.
Обучение ходьбе с различными
положениями и движениями руками рекомендуется начинать после того, как дети изучат
эти приемы стоя на месте.
При этом целесообразно придерживаться
такой последовательности:
1. Ходьба с фиксацией рук на поясе, за
спиной, за головой, вытянутыми в стороны.
2. Ходьба
с последовательным изменением
положений рук (например, на
«раз-два» - руки на пояс, «три-четыре» - руки за голову и т. д.).
3. Ходьба на носках с фиксацией рук - на
поясе, за спиной, за головой, у плеч.
4. Сочетание обычной ходьбы с ходьбой на
носках (например, на первые четыре счета - обычные шаги, на следующие четыре счета
- движение на носках).
5. Сочетание обычной ходьбы с ходьбой на
носках и изменением положения рук (например,
на первые четыре счета - обычные шаги, на следующие четыре счета - движение на
носках, руки на пояс).
Для успешного закрепления
навыков в сохранении темпа ходьбы рекомендуется применять различные ритмические
движения в такт шага: хлопки в ладоши, притоптывание и т.д.
Бег.
Обучение правильной
технике бега и приобретение навыков в легком, непринужденном, но вместе с тем
быстром беге - процесс довольно сложный, требующий применения разнообразных методических
приемов, длительной и кропотливой работы над устранением ошибок.
Наиболее распространенными
ошибками являются раскачивание (боковые колебания) туловища, размахивания из
стороны в сторону почти выпрямленными руками, неправильное положение головы и
плеч, неполное разгибание ноги при отталкивании, бег на полусогнутых ногах,
бег с постановкой ног на пятку или всю стопу, а нег на носок.
Изучение техники бега в 1
классе лучше всего начинать с использования групповых перебежек. Для этого на
площадке вдоль стартовой линии выстраивается группа (8-10 детей). Интервалы
между учащимися - два шага. Для того чтобы научить детей бежать, не теряя
прямого направления, от стартовой линии размечаются беговые дорожки шириной
По команде учителя дети
пробегают заданное расстояние в медленном или среднем темпе, а затем
организованно следуют шагом в обход площадки снова к стартовой линии.
Когда дети научатся бежать в
прямом направлении, можно проводить такие упражнения, как перебегание с одной
стороны площадки на другую, бег наперегонки всем классом и т. д.
Для воспитания правильной
осанки во время бега рекомендуется применять бег с палкой за спиной, удерживая
палку в сгибах локтей или за плечами.
Для снятия закрепощенности
плечевого пояса, избежание судорожных, напряженных движений руками применяется
бег с трубочками из бумаги или картона в руках: во время бега руки должны быть
так расслаблены, чтобы трубочки не помялись.
Для более эффективного
усвоения упражнений в беге желательно проводить их под музыкальное
сопровождение, в игровой форме, с индивидуальными и общими заданиями.
Бег включают в урок в виде
кратковременных и небольших по расстоянию перебежек в чередовании с ходьбой.
Бег в течение длительного времени и на большое расстояние в начальных классах
недопустим.
Сочетание бега с ходьбой для учеников 1 класса ограничивается шестидесятиметровой
дистанцией. Главная задача при обучении этому упражнению: воспитать у детей
умение правильно, плавно, постепенно переходить с бега на обычную ходьбу.
Кроме того, упражнение способствует быстрому разогреванию и подготовке
организма учащихся к основной части урока.
Упражнение рекомендуется
начинать с медленной ходьбы, затем темп ходьбы постепенно учащается, подается
команда перейти с ходьбы на медленный шаг. После 15-
Прыжки
Прыжки через длинную скакалку.
Предварительно учащихся
обучают различным прыжкам без скакалки:
1. Прыжки на двух ногах на месте с различными
положениями рук. Подпрыгивать нужно невысоко, после отталкивания полностью
выпрямлять ноги в коленях, приземляться только на носки, слегка сгибая при этом
колени; следить за прямым положением туловища и равномерным дыханием.
2. Два-три
невысоких прыжка, а следующий - повыше; во время полета успеть сделать различные
движения: развести и свести ноги, подтянуть колени к груди, согнуть ноги и
коснуться руками голеней.
3. Два невысоких прыжка чередовать с прыжком
вприсядку. Повторить упражнение 4-6 раз.
4. Прыжки
на двух ногах с продвижением
вперед. Это упражнение
можно проводить соревновательным способом, что повышает его эмоциональность.
Например, такие соревнования: кто быстрее пропрыгает 10-
развивает силу, а это важно для воспитания прыгучести.
После этих предварительных
упражнений начинается изучение прыжков через длинную скакалку.
Рекомендуется такая
последовательность:
1. Прыжки «а обеих ногах через неподвижную
скакалку, поднятую на высоту 10-
2. Прыжки через качающуюся скакалку. Ученик
стоит у середины висящей скакалки. Она отводится в сторону и посылается под
ноги ученика, который в это время прыгает вверх. Сделать 3-5 таких прыжков.
Следующие упражнения: перепрыгивание
через качающуюся скакалку
с шага вперед,
с промежуточным подскоком и без него; с различными положениями рук, с
поворотами в прыжке в стороны; прыжки вдвоем, втроем, держась за руки; прыжки с
подбеганием к скакалке и отбеганием от нее.
3.; Упражнения с вращающейся
скакалкой. Сначала дети учатся пробегать под скакалкой, вращающейся сверху вниз
навстречу бегущему. Упражнения в пробегании под скакалкой легче, чем прыжки.
Пробегать нужно в тот момент, когда скакалка опустится до уровня груди.
Постепенно требования усложняются: ученики должны научиться пробегать под скакалкой
наискось, прямо, с различными положениями рук (на поясе, вверх, в стороны), парами,
тройками. Обучение прыжкам через вращающуюся скакалку лучше начинать с прыжков
с места. Ученик становится боком к скакалке и, когда она опишет первый круг,
подпрыгивает, пропуская ее под ногами.
Детям, уже умеющим прыгать
через скакалку, можно предложить сразу прыжки с вбеганием навстречу скакалке и
выбеганием из-под нее. Под скакалку, вращающуюся сверху навстречу бегущему,
легче вбегать и выбегать в косом направлении. Вбегание производится в момент,
когда скакалка находится на уровне груди.
С вращающейся
скакалкой можно делать все упражнения, рекомендованные выше для качающейся
скакалки. После усвоения этих упражнений рекомендуется предложить учащимся выполнить
их в более сложных условиях - при вращении скакалки снизу навстречу бегущему.
Прыжки с высоты.
В 1 классе
программой предусмотрено обучение детей правильному мягкому приземлению после
прыжка с высоты до
Когда учащиеся в
достаточной степени овладеют прыжками с гимнастической скамейки, высоту прыжка
начинают постепенно увеличивать до
Навыки в прыжках с высоты рекомендуется закреплять, используя упражнения
на полосе препятствий, путем тренировки в преодолении препятствий на местности
в различных сочетаниях, применяя подвижные игры «Лиса и куры», «Не шевелись»,
«Прыгай в кружок» и др.
Прыжки в высоту с прямого
разбега.
Для выполнения прыжка
производится разбег (5-7 шагов) с ускорением. На последнем шаге производится
подготовка к толчку: нога ставится на место отталкивания, сначала пяткой, потом
на всю стопу; вместе с ногой несколько выдвигается вперед и таз. Отталкивание
должно быть направлено строго вертикально по отношению к поверхности пола. Маховую
ногу, согнутую в колене, в этот момент нужно резко поднять бедром вверх. В
полете толчковая нога сгибается и присоединяется к маховой. Через планку тело
проходит в сгруппированном положении, а руки выносятся вперед-вверх. Приземление
производится на обе ноги.
Подводящим упражнением к
прыжкам в высоту с прямого разбега являются напрыгивание на препятствие,
расположенное как можно ближе к месту отталкивания, и прыжки в длину через
небольшие препятствия, расположенные у места отталкивания. Обучение
рекомендуется начинать с очень важного элемента прыжка - постановки на место
отталкивания толчковой ноги на пятку с одновременным выводом вперед таза.
Упражнение рекомендуется выполнять, держась одной рукой за рейку гимнастической
стенки.
После того как это движение
освоено всеми учащимися, приступают к прыжкам через планку, расположенную на
высоте 10-
Для тренировки в прыжках
класс разбивается по отделениям (группам). Прыжки выполняются с разбега в 3-5
шагов, с постепенным увеличением высоты планки до
Прыжки в длину с разбега. Основной задачей обучения прыжкам в длину
в 1 классе является выработка умения правильно отталкиваться и мягко приземляться.
Для выполнения прыжка производится разбег с ускорением. Шаги разбега должны
быть легкими, свободными, с постановкой ноги на носок.. Последний беговой шаг
делается несколько короче предыдущих, при этом толчковая нога слегка сгибается,
а затем сразу же начинается ее выпрямление - толчок. Маховая нога в момент толчка
сгибается в коленном суставе и энергично выносится вперед-вверх. Руки во время
отталкивания продолжают двигаться почти так же, как при разбеге, но с более
широкой амплитудой.
После отталкивания, в фазе
полета прыгун принимает положение «шага», затем толчковая нога подтягивается к
маховой и начинается подготовка к приземлению: туловище наклоняется вперед,
руки опускаются вниз, ноги выпрямляются, В момент приземления прыгун низко
приседает и резко выносит руки вперед, что предохраняет его от падения назад.
В начале обучения следует
обратить внимание на технику разбега. Скоростные качества развивают посредством
бега наперегонки и подвижных игр.
Обучение прыжкам проводится в
такой последовательности. Находясь в полуметре от края прыжковой ямы или мата,
из исходного положения - стоя на маховой ноге, толчковая сзади на носке -
сделать шаг толчковой ногой вперед с постановкой ее на всю стопу, слегка
согнуть ее и сразу же оттолкнуться; одновременно сделать мах другой, согнутой
в колене ногой вверх и приземлиться на обе ноги. Приземление производится на пятки,
с быстрым перекатом на всю стопу. Затем этот же прыжок выполняется еще 5-6 раз
с разбега в 4-5 шагов, отталкиваясь одной и той же ногой.
Учитель должен внимательно
следить за правильностью выполнения отдельных элементов прыжка и своевременно
давать ученикам упражнения для исправления допущенных ими ошибок. Так, при
неправильной постановке ноги при отталкивании (растянутый последний беговой
шаг) рекомендуется проводить упражнения в беге по поперечным линиям, нанесенным
на грунт. Если ученики во время толчка поднимают маховую ногу вперед почти
выпрямленной, следует дать им прыжки через веревку, натянутую на высоте 10-
Навыки в прыжках в длину с
разбега закрепляются во всевозможных играх и эстафетах. Так, при игре «Прыгни
выше» класс разбивается на 4 команды. Перед прыжковыми стойками обозначаются 4
квадрата размером 40х40 см. На прыжковой стойке укрепляется веревочка с 4
флажками. Каждая команда выстраивается в колонну перед своим квадратом на
расстоянии
Эстафеты с прыжками
разнообразны: до поворота прыгают на одной ноге, а при движении обратно - на
другой; попутно преодолевают «ручьи», «рвы» и прочие условные препятствия.
Метания
В 1
классе дети обучаются метанию малого мяча с места из-за головы, стоя лицом по
направлению метания.
Прежде чем начать
практические упражнения, рекомендуется создать у учащихся общее представление
о технике метания. Лучше всего это можно сделать с помощью кинокольцовки. Периодически
останавливая пленку, следует показать, как надо держать снаряд, как отвести
руку, подготовиться к заключительному усилию (положение «натянутого лука»),
как сделать заключительное усилие и выпустить снаряд, а после вылета снаряда -
сохранить устойчивое положение.
Метание из-за головы из
положения стоя лицом к направлению броска выполняется следующим образом.
Метатель стоит лицом в сторону
броска, правая нога сзади на носке (если метание выполняется правой рукой). Мяч
держится пальцами так, чтобы он не соприкасался с ладонью, рука согнута в
локтевом суставе. Кисть с мячом находится на уровне лица.
Из этого положения необходимо
вначале перенести тяжесть тела на правую ногу, отклонившись назад по
возможности больше; одновременно руку с мячом кратчайшим путем отнести назад
за голову. Правая нога в этом положении будет несколько согнутой в коленном
суставе, левая - прямой, в упоре на пятку. Для броска необходимо, разгибая
правую ногу в коленном суставе, перенести центр тяжести вперед на левую ногу.
При этом метатель, прогнувшись в пояснице, переходит в положение «натянутого
лука». Не задерживаясь в таком положении, он начинает выносить руку вперед для
броска снаряда. Движение руки должно быть хлещущим, напоминать удар кнутом.
Сначала вперед выдвигается плечо, потом предплечье и, наконец, кисть с мячом.
Все движения должны
выполняться по возможности свободно, широко, равноускоренно к финальному
усилию. На первых занятиях не надо ориентировать учеников на дальность броска,
так как это приводит к большому мышечному напряжению, которое отрицательно сказывается
на технике.
При обучении технике
метания малого мяча рекомендуется использовать следующие упражнения:
1. Упражнения,
служащие для овладения техникой метания.
Поднять теннисный мяч,
лежащий на полу (6-8 раз). Назначение этого упражнения - овладение способом
держания мяча. Отвести руку с мячом назад в исходное положение перед броском
(6-8 раз). Назначение упражнения: овладение техникой передачи тяжести тела с
ноги на ногу, отработка положения «натянутого лука».
Удар ладонью по волейбольному
мячу, подвешенному на уровне вытянутой вверх руки Назначение упражнения -
овладение движением руки, совершающей бросок.
Имитация бросания мяча (8-10
раз). Назначение упражнения - овладение движением метания в целом.
2. Упражнения,
направленные на развитие ловкости, быстроты, точности: подбрасывание мяча на
низкую и среднюю высоту с последующей ловлей; подбрасывание мяча одной рукой и
ловля другой; подбрасывание мяча и ловля после отскока от пола;
бросок мяча в стенку и ловля;
бросок мяча в стенку и ловля после отскока от пола; метание в щит (1х1 м),
расположенный на высоте
Лыжная подготовка
Одежда и обувь для занятий на лыжах (беседа). Об обеспечении детей инвентарем,
обувью и одеждой для занятий на лыжах
должны своевременно позаботиться родители.
Большинство детей, пришедших
в 1 класс, уже катались на лыжах и, следовательно, имеют некоторые навыки
обращения с предметами лыжного инвентаря. Но еще многого дети не умеют делать
сами, например, ставить на лыжи крепления, растирать лыжную мазь и т.д.
Поэтому на первых уроках к ним предъявляются лишь самые элементарные требования.
Прежде всего, нужно научить
детей правильно одеваться на уроки по лыжной подготовке. Учитель разъясняет им,
что в день занятий по лыжной подготовке следует утром надеть теплое трикотажное
белье (рубашка обязательно с длинными рукавами), взять с собой свитер, лыжный
костюм, шапочку, варежки, толстые шерстяные носки, лыжные ботинки. Все это
лучше всего сложить в рюкзак или спортивную сумку, которую можно носить за
плечами. Поскольку уроки лыжной подготовки редко бывают первыми, детям не
следует приходить в школу одетыми в лыжный костюм и в лыжной обуви.
Обучение держанию палок и
практическое ознакомление с надеванием лыж.
В начале обучения нередко
переодевание к уроку лыжной подготовки и надевание лыж занимают слишком много
времени, дети суетятся, делают все кое-как. Поэтому рекомендуется
прорепетировать все эти действия еще до выхода на снег, на одном из уроков
физической культуры.
При переодевании нужно
обратить особое внимание детей на правильное шнурование ботинок: до конца
подъема стопы шнурки затягиваются достаточно туго, затем они перекручиваются
один - два раза, чтобы не расходились, а далее до конца ботинки шнуруются слабее.
Слишком слабая затяжка шнурков приводит к вихлянию стопы в ботинке, тугая
шнуровка препятствует сохранению подвижности в голеностопном суставе.
Одевшись, дети идут в
спортивный зал или на площадку. В разомкнутом строю, по команде каждый кладет
рядом с собой справа лыжи, слева палки. Затем учитель показывает, как нужно
правильно вставить ботинок в крепление и затянуть дужку с помощью гребешка.
Тем, у кого крепление полужесткое или мягкое, объясняется, как отрегулировать
положение стопы на лыже с помощью носкового и пяточного ремня. После того как
дети проделают все сами, учитель проверяет каждого и, если надо, поправляет.
Далее учитель показывает
правильное держание палок.
Кисть руки продевается в
петлю ладонью снизу вверх, большой палец охватывает и палку и верхнюю часть
петли; палка удерживается в основном тремя пальцами - большим, указательным и
средним, другие только слегка помогают им. Важно, чтобы палки были легкими
(лучший материал для палок - камыш, для колец - пластмасса). Петли
надо отрегулировать по
руке (в перчатке). Палки с
длинными петлями держать неудобно, их приходится крепче сжимать рукой.
Переноска лыж и палок. Этому надо научить на первом же уроке.
Прежде всего, показываются правила скрепления лыж и палок. Для длительной переноски
лыжи прижимаются скользящими поверхностями друг к другу и соединяются с
помощью резиновых полосок с крючками; между лыжами устанавливается распорка.
Палки продеваются верхними концами под дужки креплений (или под носковые ремни),
а кольцами надеваются на носки лыж. Для прочности можно привязать их к лыжам
тесьмой. При кратковременной переноске одна лыжа продевается под дужку
крепления другой со стороны пятки, палки продеваются под дужку (или носковой
ремень) верхней лыжи, а кольца надеваются на носки лыж. Для скрепления лыж подается
команда: «Лыжи скрепить!»
На небольшое расстояние или в
помещении лыжи следует переносить, держа их в одной руке, а палки в другой. При
более длительном передвижении скрепленные
лыжи обычно переносятся на плече или под рукой.
Построение с лыжами и
передвижение в строю. Для
построения класса в одну шеренгу со скрепленными лыжами подается команда: «В
одну шеренгу — становись!», которая выполняется таким же образом, как и без
лыж. В строю каждый учащийся ставит скрепленные лыжи пятками у носка правой
ноги,, скользящими поверхностями от себя (вперед), и правой рукой придерживает
их за грузовые площадки. По команде «Равняйсь!» все, кроме правофлангового,
поворачивают голову направо, а лыжи прижимают к плечу; по команде «Смирно!» -
поворачивают голову прямо, руку с лыжами отводят в прежнее положение; по
команде «Вольно!» - принимают свободное положение, расслабив одну ногу.
Перед тем как встать на лыжи,
класс размыкается. Интервалы между лыжниками увеличиваются до трех шагов. Это
делается по команде «Налево (направо, от середины) разомкнись!». Если места
для размыкания мало, то подается команда повернуться вполоборота в ту сторону,
куда потом предполагается идти.
Прикрепление лыж производится
по команде: «На лыжи — становись!» По этой команде лыжи берутся в левую руку,
правой рукой открепляются палки (если они скреплены с лыжами) и кладутся
(ставятся) на снег справа от себя. Затем разъединяются лыжи, кладутся на снег
справа и слева от себя. Лыжник становится на лыжи и прикрепляет их к обуви. Палки
берутся в руки, кисти рук продеваются в петли, и палки ставятся кольцами у
носков обуви.
По команде «Равняйсь!» все,
кроме правофлангового, прижимают к телу верхние концы палок, поворачивают
голову направо (при команде «Налево равняйсь!» - налево) и проверяют,
находятся ли они на одной линии со стоящими правее (или левее) их.
По команде «Смирно!» палки
верхними концами отодвигаются вперед, голова поворачивается прямо. Это -
строевая стойка на лыжах.
Для перестроения из шеренги в
колонну производится поворот на месте переступанием по команде «Переступанием
на-пра-во (нале-во)!». Если надо сразу построить класс в колонну по одному или
по два (без перестроения из шеренги), подается команда «В колонну по одному (по
два) - становись!», по которой дети становятся в затылок друг другу на дистанциях
в три шага.
Перестроение класса из
колонны по одному в колонну по два производится только в движении. По команде
«Класс, в колонну по два стройся!» вторые
номера (расчет делается заранее) делают пол-оборота направо и быстро заходят
вправо на три шага; первые номера в это время несколько замедляют движение.
Для перемены направления
движения колонны подается команда: «Класс, правое плечо вперед, марш!» По этой команде
идущий впереди (направляющий) начинает делать поворот переступанием. Когда он
повернется насколько нужно, следует команда «Прямо!» и остальные лыжники
следуют за ним.
Когда учитель хочет, чтобы
класс следовал за ним, он подает команду: «Класс, за мной, марш!»
После
окончания занятий, когда надо снять лыжи, подаются команды: «Лыжи - снять!» - и
затем: «Лыжи - скрепить!» Сняв лыжи, дети очищают их от снега, если нужно,
скрепляют с палками, берут в правую руку и ставят у ног. Если лыжи не
скрепляются с палками, палки держат в левой руке.
Построения с лыжами и
передвижения в строю довольно легко усваиваются первоклассниками, однако это
не значит, что все это должно быть пройдено на одном уроке. На первом уроке
обязательно приходится обучать построению детей в шеренгу, а затем в колонну по
одному, потому что без этих построений нельзя обойтись при обучении передвижению
на лыжах и поворотам на месте. Перестроению из шеренги в колонну по одному
можно обучать лишь после того, как дети будут знать поворот переступанием,
следовательно, на втором или третьем уроке.
Чтобы пробудить у детей
интерес к изучению строевых приемов на лыжах, полезно напомнить им, что лыжи
широко применяются в военном деле, а навыки военного дела нужно начинать
осваивать уже в школе.
С первых же занятий учитель
должен требовать от детей четкого выполнения всех команд. Сам он обязан
правильно подавать команды. Таких команд, как, например, «Построились!»
(вместо «становись!»), «Пошли!» (вместо «марш!»), «Начали!» (вместо «начинай!»)
и т. д., подавать нельзя.
Повороты на месте
переступанием вокруг пяток лыж.
Это самый простой из всех
поворотов на месте, поэтому обучить ему детей можно уже на первом или втором
уроке.
Для выполнения поворота
лыжник слегка подседает, поднимает над снегом одну из лыж и одновременную
палку, переставляет лыжу носком в сторону, не отрывая пятки от снега, и
переносит палку в ту же сторону; приставляет другую лыжу и переносит к ней
вторую палку. Таким же образом совершаются второе и последующие переступания,
до тех пор, пока лыжник не повернется до нужного ему направления.
Дети легко усваивают движения
поворота переступанием, но нередко выполняют их с ошибками: при перестановке
лыж отрывают каблук от грузовой площадки лыжи; переносимую лыжу полностью
отрывают от снега, вследствие чего происходит перекрещивание лыж, недостаточно
уверенно переносят тяжесть тела с ноги на ногу, все движения выполняют
напряженно, на выпрямленных ногах.
Для устранения таких ошибок
полезно проделать с учащимися следующие упражнения; передвигать лыжу носком
вверх и вниз, вправо и влево, прижимая пятку лыжи к снегу; сделать несколько
приставных шагов вправо и влево, с опорой и без опоры на палки; попрыгать на
лыжах, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую.
Поворот переступанием вокруг
пяток лыж вначале изучают на горизонтальной площадке, а потом переходят на
пологий склон. На пологом склоне переступание на месте надо выполнять быстрее,
с более широким отведением носков лыж, иначе лыжи начнут скользить вниз по
склону.
Передвижение ступающим шагом.
Ступающим шагом лыжники
пользуются при движении по глубокому снегу, по склонам гор, среди кустарника,
следовательно, обучение этому способу имеет прикладное значение. Но, кроме
этого, упражнения в передвижении ступающим шагом являются хорошим средством
развития так называемого чувства лыж. Новичок вначале испытывает некоторые
затруднения при ходьбе оттого, что у него на ногах лыжи; он должен привыкнуть к
ним. Передвижение ступающим шагом является также хорошим средством для
развития «чувства снега». Начинающий лыжник должен почувствовать свойства
снега, научиться использовать опору лыжами и палками о снег при отталкивании
ногами и руками. Наконец, передвижение ступающим шагом является своего рода
подводящим упражнением при обучении скользящему шагу. У начинающего лыжника при
переходе от простой ходьбы к ходьбе более сложной - с лыжами и палками, с
продвижением вперед скольжением - нередко нарушается правильная согласованность
движений. Вместо привычной перекрестной координации движений рук и ног у него
вдруг появляется однонаправленная координация. Например, при толчке левой
ногой он выносит вперед не правую ногу и левую руку, а правую ногу и правую
руку. Это объясняется тем, что у детей более простой координацией является не
перекрестная, а однонаправленная, и эта более простая координация при переходе
от привычных условий к необычным, более сложным, на некоторое время подавляет
другую.
Задачами упражнений в
передвижении ступающим шагом являются: закрепление перекрестной координации
движений рук и ног; выработка навыка четкого переноса тяжести тела с одной
наги на другую, умения работать палками и обучение правильному положению туловища
и головы.
На обучение передвижению
ступающим шагом не следует затрачивать много времени - достаточно 20 минут. За
это время дети могут выполнить целую серию упражнений, например, пройти
ступающим шагом по неглубокому снегу без палок и с палками, то же по глубокому
снегу, по склону 3-5° прямо, по склону 5-10° наискось, вниз по крутому склону
боком, приставными шагами, между деревьями и кустами (или флажками). Эти упражнения
могут быть очень эмоциональными, если их провести в форме какой-либо сюжетной
игры.
Передвижение скользящим шагом.
Основными задачами обучения
лыжным ходам в I
классе являются ознакомление учащихся с техникой скользящего шага и выработка
первоначальных навыков в передвижении по лыжне свободным, накатистым шагом без
палок или с палками, держа их за середину. Скользящий шаг является основным элементом
в технике всех лыжных ходов. Первым обычно изучают попеременный двухшажный ход.
В каждом цикле движения этим способом выполняется два скользящих шага (правой и
левой ногой).
В цикле движения ног можно
выделить два основных периода: а) скольжение на одной лыже и подготовку к отталкиванию
и б) отталкивание.
В периоде скольжения можно
выделить три важнейшие фазы движений:
1.Свободное скольжение. Оно начинается с того момента, когда, оттолкнувшись
ногой, лыжник отрывает лыжу от снега и полностью переносит тяжесть тела на
другую лыжу. В начале свободного скольжения голень расположена перпендикулярно
к лыже, туловище наклонено под углом около 45о, а в конце движения
туловище может наклониться еще немного ниже.
2. Выпрямление опорной ноги. Свободное скольжение заканчивается в
тот момент, когда лыжник опускает на снег палку. С этого момента начинается
опора на палку и подготовка к последующему толчку ногой. Первым подготовительным
движением к отталкиванию ногой является ее выпрямление. Вначале лыжник
продолжает скользить, постепенно усиливая давление на палку. Свободная нога в
этот момент поднята над снегом примерно на
3. Подседание - последняя фаза скольжения. Из более низкого
положения, согнув ногу, можно сделать более продолжительный и сильный толчок. В
этом и заключается смысл движения, которое называется подседанием на опорной
ноге. После наиболее полного выпрямления опорная нога, прежде чем начать
отталкивание, сгибается в коленном суставе примерно на 20о.
Продолжая давить на палку, лыжник еще больше наклоняет туловище (до 40о
по отношению к лыжне). В это же время тяжесть тела переносится вперед.
Происходит так называемый перекат тела
через опору
Перенесение тяжести тела
вперед необходимо для того, чтобы последующее отталкивание могло быть
направлено вперед, В предыдущих положениях а и б проекция общего центра тяжести
тела проходит позади опорной ноги или через нее, вследствие чего нельзя
направить силу толчка вперед. Надо сначала перенести тяжесть тела вперед, так,
чтобы ее проекция проходила впереди носка опорной ноги (положение в).
Перекату способствует маховое
перенесение вперед свободной ноги, а также одноименной руки. Перед тем как
свободная нога поравняется с опорной, последняя встречным движением отводится
назад. При этом лыжа опорной ноги останавливается. Этот момент является началом
отталкивания.
В периоде отталкивания
можно выделить две фазы:
1. Разгибание ноги в тазобедренном суставе. Сначала нога разгибается
примерно на 20о. Это привадит к тому, что туловище перемещается
вперед. В коленном же суставе в этот момент нога не разгибается, а, наоборот,
сгибается больше (еще на 22о). Благодаря этому наклон туловища не
изменяется.
Характерным моментом, по
которому можно определить, когда лыжник начинает отталкиваться ногой, является
отрыв каблука ботинка от лыжи
2. Выпрямление толчковой ноги производится в коленном и голеностопном
суставе. Толчок направлен под острым углом к поверхности снега.
После отталкивания тяжесть
тела переносится на другую ногу, толчковая нога и лыжа, следуя за туловищем,
отрываются от снега. В момент отрыва нога должна быть расслаблена.
Обучение скользящему шагу
рекомендуется начать с упражнения, имитирующего правильное положение тела в
фазе свободного скольжения на лыже. Это упражнение выполняется на месте. Из
исходного положения стоя на лыжах, без палок, вес тела переносится на правую
ногу и принимается положение «посадки»: колено травой ноги над носком стопы;
таз несколько опущен влево и повернут направо; левая нога отставлена назад;
левая рука вытянута вперед и находится на уровне плеча; правая рука отведена
назад, ее кисть на уровне тела; пальцы рук сомкнуты и выпрямлены, ладони обращены
внутрь; туловище слегка повернуто направо, левое плечо подвинуто вперед-вверх,
а правое назад - вниз; голова прямо. После нескольких секунд паузы надо
приставить левую ногу к правой и вернуться в исходное положение.
Затем полезно проделать еще
одно упражнение, имитирующее перенос тяжести тела с ноги на ногу. Приняв
описанную выше позу свободного скольжения на правой лыже, нужно опустить левую
ногу, сгибая ее в колене, подвести к правой и постепенно перенести на нее
тяжесть тела. Вслед за этим отводится назад правая нога и упражнение
повторяется.
Следующее упражнение -
передвижение на лыжах, без палок, по хорошо укатанной лыжне, имеющей небольшой
уклон.
Скольжение должно быть
попеременным: то на одной, то на другой лыже.
Такой ход «вразвалочку» под
уклон сочетается с движением в обратном направлении ступающим шагом. После
нескольких повторений этого упражнения можно провести небольшое соревнование:
кто пройдет определенный участок (30-
Когда дети овладеют навыком
одноопорного скольжения, можно перейти к обучению правильному отталкиванию
ногами. Объяснив и несколько раз показав, как надо правильно отталкиваться
ногами (с выпрямлением ноги, подседанием, перекатом, подлым распрямлением
колена и стопы) и как надо выносить затем вперед эту ногу для скольжения на
ней, учитель предлагает детям пройти несколько раз по лыжне. Упражнение
выполняется без палок или с палками, которые держат за середину.
Для закрепления навыка
скользящего шага на лыжах рекомендуется проводить различные игры на учебной
площадке или на местности: эстафеты (круговые, встречные), спуски под уклон
коньковым ходом (с палками, без палок, с прохождением ворот), короткие подъемы
на пологие горки (без палок и с палками, бегом на скорость) и т. д.
Игры-соревнования
организуются также с целью упрочения навыков строевых приемов. Например: какое
отделение быстрее наденет лыжи и выстроится в указанном месте? Другой вариант
- выполнить на скорость следующее упражнение: стоя в строю, повернуться кругом
(переступанием), дойти по лыжне до определенного места; построиться в шеренгу,
повернувшись на 90о (переступанием); добежать до указанного рубежа и
там выстроиться с лыжами в руках.