МЕТОДИКА УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Двигательный режим ученика 2 класса.
Двигательный режим ученика 2
класса в основном остается таким же, как и для первоклассника. В школах-интернатах для учеников 2-4 класса исключен
послеобеденный сон и в связи с этим на час увеличена продолжительность прогулки и
подвижных игр.
Правильная осанка. Под осанкой понимается
умение без особого напряжения
удерживать свое тело, сохраняя правильную позу, в различных положениях: сидя,
при ходьбе, во время игр и развлечений. Дети, имеющие правильную осанку,
выглядят подтянутыми и стройными.
Нормальная осанка
характеризуется умеренной выраженностью изгибов позвоночника. Голова держится
прямо, плечи расправлены, живот подтянут, ноги выпрямлены.
Воспитание правильной осанки
является длительным педагогическим процессом, осуществляемым учителями и
родителями совместно с врачом школы. Результаты врачебного обследования
школьников должны докладываться на педагогических советах и родительских
собраниях. Это позволит учителям и родителям иметь четкое и ясное
представление о состоянии здоровья учащихся, об их физическом развитии и
осанке.
Основными средствами
воспитания правильной осанки являются физические упражнения и контроль за
соблюдением правильной позы на уроке и дома в процессе занятий, на перемене,
во время трудовой деятельности, прогулок и игр.
Упражнения, направленные на
формирование навыка правильной осанки, включены в программу по физической
культуре и описаны в настоящем пособии в разделах гимнастики. Кроме того, они
имеются и среди других средств физического воспитания, например в гимнастике
до занятий, физкультминутках на уроках, играх на переменах, в комплексах утренней
гимнастики (зарядки) и т. д.
Контроль учителя и родителей
за позой школьников должен быть систематическим, а не от случая к случаю. Они
должны постоянно следить, чтобы во время письменных работ край стула, на
котором сидит ребенок, заходил под крышку стола на 2-
Положение «руки на столе»
характерно в основном для письменных работ. При устных занятиях дети должны
сидеть, опираясь на спинку парты и сохраняя непринужденное, но прямое
положение туловища и головы. Мебель в школе и дома должна соответствовать росту
ребенка. Если ребенок часто сидит на высоком стуле и его ноги не опираются о
пол, а голова опускается низко, это приводит к увеличению шейного и грудного
изгибов позвоночника, а в дальнейшем — к сутуловатой или кифотической осанке. Подобная
осанка возможна и в том случае, если стол низкий.
Иногда дети сидят низко
опустив голову и склонив ее набок. При этом локоть левой руки свисает со стола,
левое плечо опускается ниже правого. Длительное сохранение такой позы может
привести к искривлению позвоночника.
Не следует закреплять за
детьми одно и то же место в классе в течение длительного времени. Находясь на
крайнем месте в боковом ряду, учащиеся постоянно сидят повернувшись туловищем
в сторону учителя. Длительное сохранение такого неправильного положения
отрицательно влияет на осанку детей. Поэтому учащихся крайних рядов нужно
периодически менять местами.
Очень неправильна и некрасива
поза, когда дети сидят широко расставив ноги или вытянув их вперед, как бы
оползают под стол. Длительное сохранение такого положения также отрицательно
влияет на правильную осанку.
Строгое соблюдение нормальной
осанки рекомендуется при выполнении письменных заданий. Вместе с тем при чтении
и во время занятий другими устными предметами не рекомендуется препятствовать
учащимся в выборе «рабочего» положения. Однако нужно следить, чтобы
относительно свободные позы периодически менялись, были естественными и красивыми.
Очень важно контролировать
позу школьников при ответах стоя, и при ходьбе. Стоять нужно прямо, на слегка
расставленных ногах (расстояние между ногами не больше ширины стопы), тяжесть
тела равномерно распределяется на обе ноги. Нельзя опираться о парту или доску.
При ходьбе следует сохранять
правильную осанку, принятую при основной стойке на месте. Не нужно широко
размахивать руками, слишком разводить носки в сторону, горбиться, раскачиваться.
Особое внимание должно быть
обращено на правильное ношение тяжестей, и прежде всего портфеля с учебниками.
Недопустимо длительное ношение портфеля в одной руке. Так как одна и та же
рука всегда занята, ее взмах при ходьбе становится меньше, а у второй руки,
наоборот, амплитуда движения увеличивается. Если к тому же портфель достаточно
тяжел, то мышцы несущей руки, находящиеся в постоянном напряжении, развиваются
неодинаково с мышцами другой. Все это может привести к искривлению позвоночника
— сколиозу.
Чтобы не допустить этого,
следует рекомендовать ношение ранцев. Ранец освобождает руки, не препятствует
их свободному движению при ходьбе. Давление его сзади на туловище выпрямляет
спину, отводит плечи назад, тем самым способствует выработке правильной,
красивой осанки. Если ребенок все же носит портфель, то необходимо следить за
тем, чтобы он брал его попеременно то в правую, то в левую руку.
Правильная осанка
вырабатывается и закрепляется в процессе роста и воспитания ребенка.
Нерациональный режим, различные заболевания, влекущие за собой ослабление организма,
плохая постановка физического воспитания в школе и семье, недостаточное
внимание к воспитанию навыков правильной осанки - все это может привести к
хроническому нарушению стройности телосложения
ГИМНАСТИКА
Построения и перестроения
Построение в круг из колонны
по одному выполняется в движении по
команде «Класс, по кругу - марш!». Команда подается в момент, когда
направляющий приближается к средней линии зала. Вначале учителю следует самому
несколько раз занять место направляющего. После того как круг будет образован,
подается команда: «Класс, стой!»
Расчет по порядку. Для расчета подается команда: «Класс, по порядку - рассчитайсь!»
Учащиеся называют свои порядковые номера: первый, второй, третий, четвертый и
т. д. Расчет начинается с правого фланга и сопровождается поворотами головы
влево, а затем прямо. Левофланговый голову не поворачивает. Объявление номеров
должно производиться громко и четко.
Расчет на «первый-второй» выполняется по команде «Класс, на
первый-второй - рассчитайсь!». По этой команде правофланговый произносит слово
«первый», следующий за ним - «второй», третий ученик опять говорит «первый» и
т. д. Повороты головы выполняются так же, как при расчете по порядку.
Перестроение из одной шеренги
в две (без строевой команды) можно
произвести двумя способами.
Первый способ: рассчитать
строй на «первый-второй», затем подать команду: «Вторые номера, два (три) шага
назад, шагом марш!»
Второй способ: после такого
же расчета подать команду: «Первые номера, два (три) шага вперед, шагом марш!»
В обоих случаях дети будут стоять в две шеренги в шахматном порядке. Если
нужно поставить учащихся в затылок или лицом друг к другу, то подаются
дополнительные команды: «Первые (вторые) номера, шаг влево (вправо), шагом
марш!», «Первые номера, кру-гом!»
Размыкание и смыкание приставными шагами. Вначале изучается выполнение приставных
шагов, когда дети находятся в колонне по одному, затем отрабатывается размыкание
в колонне по два, по три и по четыре. В команде, которую подает учитель, должно
быть указано, в каком направлении, на какое расстояние и каким способом
осуществляется размыкание, например: «Класс, от середины, на вытянутые руки,
приставными шагами, разом-кнись!» Для смыкания строя подается команда: «Класс
(к середине, вправо, влево), приставными шагами сом-кнись!»
Повороты на месте направо и налево по разделениям. Команды здесь такие: «Класс, по
разделениям, направо, делай - раз!» и (после небольшой паузы) - «Делай - два!»
На счет «раз» дети выполняют поворот'на пятке правой ноги и на носке левой
ноги, на счет «два» -левую ногу приставляют к правой. Изучать повороты лучше
всего построив класс в одну шеренгу.
Начало движения шагом с левой ноги. По предварительной команде «Класс,
шагом...» нужно подать корпус несколько вперед и перенести тяжесть тела на
правую ногу, а по исполнительной команде «...марш!»—начать движение с левой
ноги.
Одновременно целесообразно
изучить команду: «Класс, стой!» По предварительной команде «Класс...» ученики
должны ставить ногу тверже. По исполнительной команде «...стой!» (которая
всегда подается под левую ногу) сделать еще один шаг правой ногой и приставить
к ней левую.
Изучение обеих команд
рекомендуется начинать во время ходьбы на месте (команда: «Класс, на месте
шагом марш!»).
Акробатические упражнения
Перекат в сторону из упора стоя на коленях. Учащиеся становятся на колеии и опираются
о пол предплечьями. Перекат выполняется в правую или левую сторону последовательным
касанием пола .плечом, боком, спиной, другим боком и плечом, в такое же положение,
которое было вначале. При перекате ноги и руки максимально огибают и прижимают
к туловищу, колени держат вместе; кисти рук тыльной поверхностью должны быть
обращены к лицу.
Перекат вправо из упора стоя на правом колене, левая в сторону на
носок. Руки опираются о
пол кистями точно под плечевыми суставами. Для выполнения переката нужно, последовательно
опираясь предплечьем и плечом правой руки, лечь на правый бок, перекатиться на
спину, затем на левый бок, встать на колено левой ноги и правую отвести в
сторону на носок; руки опустить вниз.
Перекаты в сторону в широкой группировке. Прежде чем приступить к изучению этого
упражнения, необходимо ознакомить учащихся с положением широкой группировки.
От плотной группировки она отличается тем, что ноги находятся в полусогнутом
состоянии, руки охватывают бедра снизу, у подколенных впадин. Обучение широкой
группировке целесообразно начинать в положении неглубокого приседа, затем лежа
на спине,
Перекаты в широкой
группировке выполняются влево и вправо из «сходного положения лежа на спине. :
Кувырок вперед из упора присев в положение сидя в группировке. Из упора присев (с опорой руками впереди
стоп на 30—40 см), выпрямляя ноги,
перенести вес тела на руки. Сгибая руки и наклоняя голову вперед, толчком ног
перевернуться через голову. Обратить особое внимание на то, чтобы голова не касалась
пола, а толчок ногами был направлен не вверх, а вперед. Коснувшись лопатками
пола, быстро сгруппироваться и, сделав перекат вперед, снова принять положение
сидя в группировке.
Целесообразно вначале дать
возможность ученикам опробовать опору руками с последующим касанием лопатками
иола, а потом уже выполнять упражнение в целом.
Лазанье и перелезание
Выполняются следующие
упражнения:
1. Лазанье на четвереньках по наклонной
скамейке, установленной под углом 300 вверх и под уклон.
2. Лазанье на четвереньках вверх по
наклонной гимнастической скамейке,
перелезание на гимнастическую стенку, опускание вниз.
Закончив перемещение по
скамейке, поочередно перехватывают руками за рейку стенки. После этого делают шаг ногой в сторону на
рейку гимнастической стенки.
3. Лазанье по гимнастической стенке, перелезание на гимнастическую скамейку и
лазанье на четвереньках по скамейке под уклон. Перелезание осуществляется
вначале ногами, а затем руками.
Возможны и различные варианты
лазанья. Например, при лазанье по скамейке применяется: поочередное
переступание нот с одновременным перехватом руками или лазанье с поочередным
перехватом руками и одновременным переставлением ног (скачком).
Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз осуществляется одноименным способом,
когда движение начинает, например, левая рука и левая нога, а потом правая
рука и правая нога, и разноименным способом,
когда движение начинает- правая рука и левая нога, а потом левая рука и
правая нога. Вначале ноги ставятся на каждую рейку, затем через одну-две рейки.
На гимнастической стенке,
кроме этого, повторяются способы лазанья, изученные ранее на гимнастической
скамейке, в том числе лазанье по диагонали вправо, влево и по диагонали приставными
и окрестными шагами.
Перелезание «перевалом» через препятствие высотой до
Упражнения на равновесие
Упражнения на
равновесие изучаются на
скамейке или бревне высотой не более
Выполняются следующие
упражнения:
1. Ходьба с подбрасыванием и ловлей мяча.
Подбрасывание и ловля мяча стоя на правой ноге (левая сзади). То же с шагом левой
ногой и ловлей с постановкой правой ноги. Подбрасывание и ловля мяча с шагом
правой ногой. То же на каждый шаг.
2. Ходьба с ударами мяча о пол и ловлей его.
Вначале упражнение изучается стоя на месте, а затем в движении. Рекомендуется
при этом выделять помощников, которые в
случае неудачи быстро подадут
мяч исполняющему упражнение.
3. Ходьба с перешагиванием через набивные
мячи или веревочку, натянутую над бревном на высоте 20—25 см. Здесь
следят за тем, чтобы ученики ставили ноги ближе к препятствию, но не касались
его. Места постановки стоп намечаются на бревне мелом.
4. Ходьба
приставными шагами -влево и
вправо. Вначале ходьба должна
быть разучена на полу. При ходьбе по бревну учитель находится за спиной
ученика, чтобы в случае необходимости вовремя оказать ему помощь.
5. Несколько быстрых шагов.
6. Опускание в упор присев и вставание.
Упражнение следует делать не торопясь, сохраняя равновесие.
7. Стойка на одной ноге поперек бревна и
продольно ему. Свободная нога вытянута вперед в сторону или назад. Изученные
предварительно на полу, эти движения на бревне не представляют для учеников
особой трудности. Учитель следит лишь за тем, чтобы учащиеся поднимали прямую
ногу, оттягивали носок и держали туловище прямо.
8. Повороты на 450 и 900
, выполняемые переступанием. При повороте, например, вправо движение начинается
с правой ноги, а заканчивается приставлением левой ноги. Вначале изучаются
повороты на 45° вправо и влево, а затем на
900. Поворот на 900 вначале выполняется как два следующих
друг за другом поворота на 450, а потом как одно целостное движение.
Ходьба и бег
Продолжая обучать детей
широкому свободному шагу при ходьбе и беге, а также ритмической ходьбе, учитель
ставит во 2 классе новые задачи: научить детей ходить с изменением темпа
движений, при беге ставить ногу с носка, бежать прямолинейно и т. д. При этом
усложняются подводящие упражнения, увеличиваются отрезки дистанции, количество
повторений бега в чередовании с ходьбой.
Ходьба. Задача
повышения скорости ходьбы решается во II классе за счет увеличения темпа шагов. Для этого можно
рекомендовать ходьбу с энергичными движениями рук, согнутых в локтях. Это
упражнение способствует также более быстрому разогреванию организма учащихся и
применяется обычно в вводной части урока. Во время обычной ходьбы в колонне по
одному дети по команде учителя сгибают руки в локтях и под учащающиеся удары в
бубен или хлопки переходят на ускоренную ходьбу. Учитель обращает внимание
детей на энергичные и достаточно быстрые движения рук, правильную осанку,
прямую спину, сохранение дистанции.
После того как учащиеся
научатся ходить быстро в строю, можно переходить к обучению ходьбе с
замедлениями и ускорениями. Ученики, идущие в колонне по одному обычным шагом,
увеличивают или уменьшают частоту шагов соответственно темпу ударов в бубен,
хлопков или подсчета. Одновременно учитель напоминает о необходимости согнуть
руки в локтях. Во время упражнения обращается внимание на равнение и точное
соблюдение темпа.
Ходьба используется и как
подготовительное упражнение для формирования правильного навыка в беге. Для
этого применяют ходьбу на носках в «коридорчике» шириной
В дальнейшем применяют такие
упражнения в ходьбе: перекатом с пятки на носок в прямом направлении; в
«коридорчике» с параллельной постановкой стоп; на носках в «коридорчике» с
высоким подниманием бедра; с высоким подниманием бедра в «коридорчике».
Если учащиеся плохо усваивают
ходьбу с высоким подниманием бедра, то целесообразно применять упражнения в
ходьбе с перешагиванием через препятствия. Для этого в направлении движения
раскладываются на расстоянии шага друг от друга какие-либо предметы (скакалки,
веревки, палочки, кубики, мешочки и др.). Если разложенные предметы маленькие,
например кубики, то они раскладываются не по прямой, а в шахматном порядке, в
два ряда так, чтобы правый ряд кубиков при ходьбе попадал под правую ногу, а
левый - под левую. Перешагивая через разложенные предметы, дети невольно будут
поднимать колени, чтобы не задевать их ногой.
Бег. К концу
второго года обучения дети должны научиться бегать свободно, широкими шагами,
энергично отталкиваясь и мягко приземляясь на носок, с движениями рук,
совпадающими по темпу с движениями ног. Туловище при этом должно быть слегка
наклонено вперед, дыхание согласовано с ритмом движений.
Для обучения бегу по прямой
применяется многократное пробегание на носках по «коридорчику» шириной
Во II классе изучается также бег с изменением
направления. По сигналу учителя занимающиеся меняют направление бега (вправо,
влево, кругом) или обегают поставленные на пути предметы. Хорошими
упражнениями для этой цели являются также различные эстафеты с пробеганием по
узким «коридорам» по разложенным на земле кольцам, когда учащиеся будут вынуждены
бежать на носках прямолинейно. Вводя в уроки элементы соревнования, учитель
обращает внимание учащихся не на количественный результат, а на лучшее
качество движений в беге. Дистанция для чередования ходьбы и бега увеличивается
во II классе до
Бег в чередовании с ходьбой
проводится чаще всего во вводной части урока. Упражнение начинается с обычной
ходьбы. Постепенно увеличивая частоту шагов, дети сгибают руки в локтях и по
команде учителя переходят на медленный бег (10-
Прыжки
Прыжки через короткую скакалку. Во 2 классе продолжается обучение прыжкам с короткой
скакалкой, но упражнения усложняются. Вводятся прыжки на одной ноге и с одной
ноги на другую, способствующие развитию равновесия.
Обучение проводится в
следующем порядке:
1. Прыжки без скакалки на правой ноге, руки
на поясе, туловище держать прямо; левая нога, слегка согнутая в колене и
поднятая вперед, пола не касается. Те же прыжки, но на
левой ноге. То же, но с продвижением вперед.
2. Прыжки через вращающуюся скакалку вперед
(3-5 прыжков) с промежуточным подскоком
на правой ноге,
затем на левой. При смене ног
следует останавливать скакалку. Те же прыжки с продвижением вперед.
3. Несколько прыжков (3-5) на одной ноге,
затем на другой, не останавливая вращения скакалки.
В дальнейшем применяются
различные комбинации прыжков: на одной ноге и на двух поочередно, с
промежуточными подскоками и без них.
Перечисленные упражнения
даются в течение нескольких уроков; после хорошего усвоения их приступают к
разучиванию следующих:
1. Скакалка
сзади; стоять на правой йоге, левую,
слегка согнутую в колене, приподнять вперед; переводя скакалку вперед,
прыгнуть на левую ногу, правую, согнутую в колене, слегка поднять вверх.
Повторить то же самое, но с левой ноги.
2. Вращая скакалку вперед, прыгать с ноги на
ногу с промежуточным подскоком (6-8 раз подряд).
В течение урока количество
прыжков не должно быть более 50-60. Паузы для отдыха рекомендуются после
выполнения 10-12 прыжков на одной ноге или 14-16 прыжков с одной ноги на
другую. Во время пауз учитель указывает учащимся их ошибки или проводит несколько
упражнений без скакалки.
Для закрепления навыков в
прыжках с короткой скакалкой проводятся игры, рекомендованные ранее в первой
главе настоящего пособия.
Прыжок в длину с места. Для правильного выполнения этого прыжка необходимо не только
знание его правильной техники, но и достаточная сила ног. Результат прыжка в
длину является одним из показателей физической подготовленности ученика.
Техника прыжка состоит в
следующем: из исходного положения, поднимаясь на носки, сделать свободный мах
руками вперед-вверх; затем, отводя руки вниз-назад, опуститься на всю ступню,
согнуть ноги до полуприседа и слегка наклонить туловище вперед; резким махом
рук вперед-вверх с одновременным толчком обеих ног прыгнуть вперед-вверх; в полете
вынести ноги вперед и приземлиться на пятки, с последующим перекатом на вею
стопу.
Подготовительные и подводящие
упражнения к прыжку в длину многочисленны и разнообразны. Это подскоки на двух
ногах со скакалкой и без нее; выпрыгивания из полуприседа и из глубокого
приседа толчком двух ног, с обязательным полным выпрямлением ног и туловища; доставание
высоко подвешенных предметов (мячей, флажков) в прыжке толчком двумя ногами с
места; небольшие прыжки вперед из
полуприседа в то же положение
полуприседа (руки «перед) и т. д.
Обучение прыжку в длину с
места можно проводить сразу со всеми учащимися класса. Придерживаясь такой
последовательности в выполнении упражнений:
1. Произвольный прыжок с места толчком двух
ног, с приземлением на обе ноги.
2. Прыжок из положения полуприседа, когда
руки отведены назад.
3. Прыжки на дальность, которые обычно проводятся
в форме соревнований между отделениями.
Прыжки в длину дают большую
нагрузку на ноги, поэтому количество их в уроке не должно превышать 6-8. Навыки
в этих прыжках закрепляются путем проведения всевозможных эстафет на полосе
препятствий, а также подвижных игр, в которых ученикам приходится преодолевать
прыжком различные условные «ручьи», «рвы с водой», «канавы» (в зале) или естественные
препятствия (на местности).
Приводятся некоторые виды
эстафет, способствующие закреплению навыков в прыжках в длину с места.
Эстафета в приседе. Класс разбивается на 3-4 команды. По сигналу учителя «На старт!»
впереди стоящие ученики принимают положение приседа и кладут руки на колени.
По команде «Марш!» они начинают быстро передвигаться скачками, вперед до
поворота, обозначенного заранее, сохраняя при этом положение приседа. После
поворота, вернувшись (также прыжками) к строю, они передают эстафету следующему
игроку, а сами встают в конец колонны. Передача эстафеты повторяется беспрерывно,
до тех пор, пока каждый ученик не пройдет дистанцию 2-3 раза, после чего
объявляется победитель.
Встречная эстафета с обменом набивными мячами. Класс разбивается на 3-4 команды, которые
в свою очередь делятся пополам и встают за противоположными линиями старта.
Если со стороны старта каждой команды стоит, например, по четыре человека, то
по сигналу первые и пятые номера каждой команды, держа в руках набивные мячи,
продвигаются скачками в приседе навстречу друг другу. Встретившись, они
обмениваются набивными мячами (бросать мячи нельзя), потом возвращаются в свои
колонны и передают мячи следующим. За ними прыгают навстречу друг другу вторые
и шестые номера и т. д. Победителем считается команда, игроки которой первыми
закончат обмен мячами.
Прыжки «по кочкам через
болото». «Кочки» могут быть расположены на одной линии или зигзагами, на
одинаковом или на разных расстояниях друг от друга. Обязательное условие эстафеты
- отталкиваться двумя ногами и приземляться на обе. Победитель - команда,
игроки которой «не замочат ноги в болоте».
Программа предусматривает
обучение прыжкам в длину с места только во 2 классе, но и в последующие годы
обучения необходимо совершенствовать у учащихся навыки в выполнении этих упражнений.
Во избежание травм при
проведении прыжков в длину в зале необходимо придерживаться следующих мер
предосторожности: в местах приземления должны быть маты или акробатическая
дорожка; чтобы ноги при отталкивании не скользили, учащиеся должны быть в
резиновых тапочках, а если их нет, то отталкивание должно выполняться с резиновой
дорожки.
Прыжки в высоту с прямого
разбега. Освоению техники прыжков в высоту с прямого разбега способствуют
упражнения в прыжках с доставанием высоко подвешенных предметов. Мячи, флажки,
ленточки и другие предметы подвешиваются для девочек на высоту 150-
Закрепление навыка
отталкивания одной ногой проводится в игре «Прыгни выше», а также с помощью
напрыгивания на высокие препятствия и высоко-далеких прыжков.
Во 2 классе при прыжках в
высоту через планку длина разбега увеличивается до 5 шагав, а планка
поднимается до
Прыжки из кружка в кружок.
Эти прыжки весьма разнообразны по условиям выполнения, но все они способствуют
закреплению навыков в прыжках в длину и развитию прыгучести. Расстояние между
кружками для девочек 50-
Прыжки проводятся сначала по
кружкам, расположенным на одной прямой, затем — зигзагами, с различными расстояниями
между ними и т. д.
При этом рекомендуются
следующие упражнения:
1. От линии финиша из
исходного положения стоя на толчковой ноге, маховая на носке сзади, слегка
согнув опорную ногу, оттолкнуться, сделав одновременно резкое движение бедром
маховой ноги вверх, прыгнуть в первый кружок на другую ногу. Далее нужно прыгнуть,
фиксируя положение «шага», с одной ноги на другую в оставшиеся кружки. Количество
кружков должно быть четным, чтобы прыжок из последнего кружка за линию финиша
был сделай толчковой норой с приземлением на обе ноги. Руки при этих прыжках
работают так же, как во время бега, но с более выраженным махом вперед-вверх.
2. Скачки «по кочкам» на
одной толчковой ноге. Они выполняются с помощью энергичного выноса
вперед-вверх бедра маховой ноги с одновременным выведением вперед таза и с
махом обеими руками вперед-вверх. Приземление производится на обе ноги.
Эти же прыжки рекомендуется
выполнять с разбега в 3 шага, а затем в 5 и 7 шагов.
Прыжки по кружкам дают
большую нагрузку на ноги, поэтому повторять их в течение урока более 6-8 раз
не следует.
Прыжки в длину с разбега
через полосу. Ширина полосы для девочек 90-
При обучении прыжкам в длину
с разбега во 2 классе ставятся такие задачи:
- научить детей отталкиваться
с определенного места - из «зоны отталкивания» шириной
- научить прыгать возможно
дальше.
Вначале рекомендуется повторить
все упражнения в напрыгивании на препятствие и спрыгивании с высоты, в прыжках
в длину с разбега, пройденные в 1 классе. При этом основное внимание
обращается на точность попадания толчковой ногой в «зону отталкивания». Для
обучения этому навыку применяется следующее упражнение. Отделение мальчиков
встает у линии, расположенной в 5-6 беговых шагах от «зоны». По команде учителя
«Марш!» мальчики быстр» разбегаются, стараясь попасть толчковой ногой в
«зону», и пробегают ее, не снижая скорости. С помощью девочек учитель
подсчитывает количество непопаданий в «зону». Затем то же проделывают девочки.
Побеждает отделение (мальчики или девочки), сделавшее меньшее количество
ошибок. Победитель определяется после 2-3 таких пробежек.
Прыжки через полосу также
проводятся в отделениях (отдельно мальчики и девочки), но поточно, в колонне
по одному. Количество повторений в уроке – 3-4 раза. В процессе обучения
прыжкам через полосу учитель следит за умением учащихся сочетать быстрый
разбег с сильным отталкиванием. Это достигается многократным повторением
упражнения. Часто наблюдается такая ошибка: ученик попадает в «зону» и не
успевает полностью выпрямить толчковую ногу, что ведет к неполноценному по
силе отталкиванию или его запаздыванию. Для устранения этой ошибки нужно
уменьшить длину разбега до 2-3 шагов, а затем снова постепенно ее увеличивать.
Рекомендуется также делать разбег по ориентирам - поперечным линиям, начерченным
на полу. Чтобы вынос маховой ноги после отталкивания был правильным, в 20-
Для закрепления навыка
рекомендуются игры «Волк во рву», «Зайцы в огороде», «Попрыгунчики-воробушки» и
эстафеты с преодолением препятствий. Прыжки в длину у детей обычно не вызывают
большого интереса, поэтому при обучении рекомендуется периодически применять
прыжки через конкретные препятствия (вертикальные и горизонтальные).
Метания
Во 2 классе ставится задача
закрепить навыки, приобретенные в 1 классе, и научить точному метанию с места
по горизонтальным, вертикальным мишеням и метанию с места на дальность.
Для закрепления техники
метания малого мяча способом «из-за головы» необходимо вначале повторить
комплекс упражнений, который применялся в 1 классе, но теперь эти упражнения
следует выполнять более свободно и с большой амплитудой.
При обучении особое внимание
уделяется метаниям в цель и через высоко расположенные препятствия, так как при
этом приобретается навык в метании с правильным углом вылета мяча, от чего в
значительной степени зависит дальность броска.
В качестве подводящих
упражнений рекомендуются следующие:
1. Метание мяча в круг, расположенный на полу
на расстоянии
2. Метание малого мяча по набивным мячам, расположенным на гимнастической
скамейке.
3. Метание по мишеням
различной формы, расположенным на полу или стене.
4. Метание через волейбольную
сетку, подвешенную на высоте
5. Метание в баскетбольный щит.
6. Метание в щит размером 1х1 м,
расположенный на высоте 2,5-
Для того чтобы повысить
интерес к занятиям по метанию, рекомендуется после освоения техники метания
проводить соревнования на большее число попаданий, постепенно усложняя задания
путем увеличения расстояния до мишеней или уменьшения размеров мишеней. Так,
для мальчиков при метании в щит размером 1х1 м, расположенный на высоте
В целях предупреждения
возможных ошибок нужно следить за тем, чтобы при метании правой рукой впереди
всегда была левая нога, чтобы рука с мячом при метании проносилась сверху,
через плечо (не сбоку), а при метании на дальность не было закрепощения,
скованности мышц — движения выполняются свободно, с большой амплитудой.
ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА
Во 2 классе продолжается
совершенствование ранее изученных строевых приемов. Среди них построение в одну
шеренгу с лыжами в руках, перестроение из шеренги в колонну по одному,
передвижение с лыжами, держа их на плече или под рукой: и т. д. Кроме этого, во
2 классе изучается поворот т месте вокруг носков лыж. Этот способ нередко применяется
для того; чтобы начать спуск, если лыжник стоит на середине склона, боком к линии
спада, и на ровной местности, когда поворот вокруг пяток лыж менее удобен.
Переступание на месте вокруг носков лыж - одно из упражнений, развивающих
умение свободно маневрировать лыжами, а также подводящих к овладению
поворотами в движении.
При обучении повороту нужно следить,
чтобы дети не отрывали носков лыж от снега, а палки переставляли в такт с перестановкой
лыж, не мешая ими повороту.
В начале изучений приема
разрешается держать их на весу, не ставя на снег.
Подъем ступающим шагом. На
первых занятиях лыжной подготовкой используются подъемы крутизной не более 5-60.
При обучении подъемам ступающим шагом обращается внимание главным образом на
то, чтобы лыжи не проскальзывали назад. Для этого можно слегка прихлопывать
ими, ставя на снег. При подъеме важно иметь хорошую опору на палки: Палка
ставится немного сзади каблука ботинка. Отталкиваться ею надо так, чтобы в
конце своего движения рука была полностью разогнута. После толчка рука выносится
вперед и палка ставятся на снег еще до того, как другая рука закончит отталкивание;
нельзя допускать, чтобы между толчками была пауза, нужно постоянно иметь опору
на палки.
Спуск в основной стойке. Обучение средней по высоте стойке спуска, которая чаще всего
применяется лыжниками и потому называется основной, начинается с показа ее учащимся
на горизонтальной площадке. Положение тела при этом способе такое: ноги слегка
согнуты и раздвинуты в продольном направлении примерно на половину столы,
тяжесть тела распределена на них почти равномерно (чуть больше на стоящую
сзади); туловище немного наклонено; кисти рук на уровне тазобедренных суставов,
чуть выдвинуты вперед; палки кольцами отведены назад.
Когда все учащиеся правильно
выполнят такое положение на месте, учитель повторяет показ уже в движении, на
склоне в 3 – 40 и длиной 10-
На одном из первых уроков
нужно показать, как правильно падать при спуске и как вставать после падения.
Падать, когда уже никак не удается сохранить равновесие, следует по возможности
на бок, раскинув руки в стороны. Чтобы встать, следует подтянуть лыжи,
сгруппироваться, удобно опереться на палки и с их помощью рывком подняться.
Дальнейшее обучение стойке
спуска проводится на более крутых склонах (до 100), примерно такой
же длины, с достаточно укатанным снежным покровом.
Передвижение скользящим шагом (закрепление и совершенствование навыка). В 1 классе дети
овладевают основными элементами скользящего шага - толчком, переносом тяжести
тела с ноги на ногу и одноопорным скольжением. Во 2 классе ставится задача
закрепить эти умения до стадии прочного навыка, одновременно устраняй ошибки и
выявляя индивидуальные особенности выполнения движений каждым учащимся.
Основное внимание обращается на движение опорной и маховой ноги, туловища, на
правильное держание палок и постановку их на снег. Техника работы рук во всех
деталях будет изучаться в следующем классе.
При работе над закреплением
навыка движения скользящим шагом важно обратить внимание на то, куда у детей
направлен толчок ногой. Раньше лыжники старались отталкиваться больше назад; в
момент отрыва лыжи от снега нога как бы «отлетала» назад довольно высоко
кверху. Теперь учат по-другому. Сила отталкивания должна действовать вдоль оси
бедра и туловища. Тогда тело будет продвигаться по восходящей траектории вперед-вверх
(«на взлет»). Такой способ помогает уменьшить давление на лыжу при последующем
скольжении на ней, следовательно, уменьшить трение и увеличить
продолжительность скольжения.
Стойка лыжника в фазе
скольжения теперь выше, чем это было в прежние годы. Значительное опускание
таза, сильное сгибание ноги в колене и наклон голени вперед, т. е. то, что
раньше считалось показателем правильной техники, теперь рассматривается как
ошибка. В своей работе учитель должен все это учитывать.
Нужно следить также за
правильным выносом вперед свободной маховой ноги. В начале скольжения маховая
нога только немного поднимается назад-вверх. Если она поднимается высоко,
потребуется много времени, чтобы потом вывести ее вперед. Мах ногой должен быть
энергичным. Сильно сгибать ногу в колене не следует, так как это приведет к
запаздыванию отталкивания. Вынос маховой ноги стопой вперед (а не коленом) -
обязательное требование современной техники. Мах сильно согнутой ногой теперь
рассматривается как серьезная ошибка.
К началу отталкивания маховая
нога должна поравняться с опорной ногой. Значительное опережение или
запаздывание выноса маховой ноги к началу отталкивания в большинстве случаев
является ошибкой. На снег лыжа ставится мягким движением, без шлепка.
Обращая основное внимание на
выработку у учащихся широкого, свободного скользящего шага, рекомендуется
вместе с тем следить и за работой рук.
В 1 классе дети уже учили,
как правильно держать палку при движении ступающим шагом и стоя на месте. Во 2
классе надо показать, как держать палку при толчке рукой. Палка во время толчка
должна слегка освобождаться кистью и под конец движения удерживаться только
тремя пальцами. Такой способ усваивается не сразу, вначале дети все время
держат палку всеми пальцами (в кулаке) и только постепенно привыкают к
правильному держанию ее.
Передвигаясь с палками, дети
вначале выносят их кольцами далеко вперед и ставят на снег у носков лыж. Надо
показать правильный способ: палка выносится лишь слегка согнутой рукой и ставится
наклонно, кольцом около носка стопы опорной ноги. При выносе палок руки
движутся параллельно лыжне. Чтобы разучить это движение, полезно провести упражнение
в передвижении скользящим шагом с палками на весу, держа их за середину. Во
время движения палки должны быть все время почти горизонтальными и перемещаться
строго параллельно лыжне.
Передвижение по местности. Передвижение на лыжах по слабо пересеченной местности в
равномерном или слегка переменном темпе проводится в этом классе на дистанции
до
Игры на лыжах. Многие игры на
лыжах для младших школьников проводятся с метанием снежков в цель. Примером
такой игры является «Эстафета-биатлон». Для проведения ее на площадке
проводится линия старта. Впереди, на расстоянии
Две команды лыжников по 5 - 6
человек, рассчитавшись по порядку номеров, становятся за линией старта против
своих ворот. По сигналу судьи первые номера стартуют и пробегают под первыми
воротами. Достигнув холмика, нужно слепить снежок и попасть им в мишень (при
промахе с первого раза бросать до попадания), затем объехать ворота с мишенью
и вернуться к месту старта. Как только подбежавший лыжник пересечет линию старта,
стартует следующий и т. д. Выигрывает команда, лыжники которой скорее закончат
перебежки.
Множество игр-упражнений
можно придумать при скатывании с горок: спуск на одной лыже на дальность;
спуск с переступанием с одной лыжни на вторую, затем на третью; спуски с
подбрасыванием и ловлей, с раскладкой и подниманием различных предметов;
спуски с проездом через ворота различной ширины и т.д.
Для развития у детей быстроты
можно рекомендовать также игру-соревнование «Встречная эстафета на горе».
Класс делят на две команды, а каждую команду, в свою очередь, еще на две
равные группы. Эти группы располагают на противоположных склонах. Очередной
участник эстафеты должен спуститься с горы, подняться на противоположный склон
и касанием руки по плечу партнера передать ему эстафету. Выигрывает команда,
все участники которой раньше закончат упражнение.
МЕТОДИКА УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В 3-4
КЛАССЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Двигательный режим ученика 3-4 класса.
В начале учебного года
учитель повторяет детям сведения о рациональном двигательном режиме (он
примерно такой же, как и во 2 классе), но делает это более обстоятельно.
Здоровье и утренняя гимнастика. Утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка) способствует
быстрому переходу организма от сна к бодрствованию, выводит его из пассивного
состояния и подготавливает к предстоящей активной деятельности. Физические
упражнения настраивают центральную нервную систему на рабочий ритм, улучшают
координацию движений, увеличивают скорость крово- и лимфообращения, улучшают
кровоснабжение тканей. Более глубоким и ритмичным становится дыхание,
увеличивается поступление кислорода, что в свою очередь способствует повышению
уровня окислительных процессов. Улучшается двигательная и сокоотделительная
деятельность желудка и кишечника. Улучшается осанка, повышается мышечная сила.
Увеличивается сопротивляемость организма к разным заболеваниям.
ГИМНАСТИКА
Построения и перестроения
Рапорт. Рапорт отдается
дежурным по классу. Он выстраивает учащихся в шеренгу, стоя в начале шеренги.
Лицом вдоль нее, подает команды: «Равняйсь!», «Смирно!», направляется к учителю
кратчайшим путем; приблизившись к учителю на расстояние 2—3 шагов,
останавливается и рапортует. Образец рапорта: «Григорий Борисович (имя и
отчество учителя), третий класс к уроку готов. В классе 39 человек, один
отсутствует по болезни. Дежурный Петров Володя». Закончив рапорт, дежурный
делает шаг вправо и поворачивается кругом. Учитель здоровается с классом и
после ответа учащихся подает команду: «Вольно!» Дежурный повторяет команду:
«Вольно!» - и идет на свое место. Класс выполняет команду дежурного.
Форму рапорта целесообразно
продиктовать ученикам. Они должны ее записать и выучить.
Равнение в шеренге. Чаще
всего равнение в шеренге производится в правую сторону (команда «Равняйсь!»),
реже - в левую сторону (команда «Налево равняйсь!»). По этим командам учащиеся
поворачивают голову в указанную сторону и становятся так, чтобы видеть грудь
четвертого Человека, считая себя первым. При этом носки йог у всех должны находиться
на одной линяй. Правофланговый (левофланговый) в это Время стоит в положении
«смирно». Затем подается команда: «Смирно!», по которой все ученики
поворачивают голову прямо.
Повороты на месте направо (налево) выполняются по командам «Класс, напра-во!», «Класс,
нале-во!». Первое время рекомендуется проводить подсчет «раз-два»,
чтобы приучить детей к ритму поворота.
Поворот кругом по разделениям
выполняется по команде «Класс, кругом по разделениям, делай — раз! Делай —
два!». Если ученики овладели поворотами направо и особенно налево, изучение
поворота кругом не вызовет больших трудностей.
Ходьба противоходом выполняется
по команде «Класс, противоходом налево (направо) шагом марш!» (в движении -
«марш!»). По этой команде направляющий, заходя правым (левым) плечом вперед,
начинает движение навстречу колонне, сохраняя между встречными интервал в один
шаг.
Для ходьбы по диагонали
подается команда: «По диагонали шагом марш!» (в движении - «марш!»). Команда
«Марш!» подается в момент подхода направляющего к углу зала (площадки).
Акробатические упражнения
Перекат назад из упора присев в упор на лопатках согнувшись. Начало упражнения уже знакомо ученикам.
Его целесообразно повторить, добиваясь мягкого и плавного переката до касания
лопатками пола. Отдельно следует изучить упор на лопатках согнувшись (рис,
46). После этого можно соединить перекат назад с положением упора на лопатках
согнувшись. Детям указывают, что руки выпрямляются и касаются пола
одновременно с выпрямлением ног в момент касания лопатками пола.
Перекат назад из седа в упор на лопатках согнувшись. В седе сначала нужно немного наклониться
вперед, а затем, опираясь о пол руками, выполнить перекат назад в упор на лопатках,
согнувшись.
Кувырок вперед. Вначале целесообразно напомнить ученикам об основных требованиях к
кувырку вперед и повторить кувырок вперед в положении сидя в группировке. Выполнение
кувырка вперед в упор присев достигается энергичной и быстрой группировкой и
быстрой- подачей вперед плеч & момент завершения' кувырка. Правильного
выполнения' кувырка вперед из упора присев быстро добиться трудно.
Целесообразно систематически применять это упражнение в течение ряда уроков,
включая по 5-6 кувырков в каждый урок.
Когда ученики освоят в
основном технику кувырка, можно ввести некоторые усложнения упражнения,
например:
- кувырок вперед ноги
скрестно в упор присев и встать с поворотом- кругом;
- кувырок вперед в упор
присев, встать и поднять руки вверх;
- то же с прыжком вверх со
взмахом рук;
- кувырок вперед из стойки
ноги; врозь.
Во время выполнения кувырков
необходимо следить за самочувствием учащихся. Могут быть случаи легкого
головокружения или даже тошноты. Таким ученикам необходимо временно
прекратить выполнение упражнения. Если эти явления повторяются, то таких учеников
освобождают от выполнения кувырков на данном уроке до консультации с врачом- и
родителями. Если у ребенка нет заболевания, то целесообразно рекомендовать
ему делать дома несложные упражнения в равновесии (перелезание, ходьба по
бревну), чаще бывать на свежем воздухе.
Лазанье и перелезание
Подтягивание руками прямого туловища. Упражнение выполняется из положения лежа
на животе (или спине) вначале на гимнастической скамейке, стоящей
горизонтально, а затем на скамейке, стоящей наклонно под углом 30-400.
Подтянувшись до уровня подбородка, ученики поочередно перехватывают руки
вперед (вверх) по скамейке. Туловище должно быть прямое, ноги вместе. Голову
сильно назад не отклонять.
Лазанье по канату с захватами его подъемами ног скрестно. Для обучения этому упражнению
рекомендуется такая последовательность:
1. Сидя на скамейке, захватить
гимнастическую палку подъемами ног скрестно и коленями (ноги прямые). Для проверки прочности захвата
следует предложить учащимся слегка потянуть руками палку на себя.
2. Сидя на скамейке и крепко захватив палку
подъемами и коленями ног, согнуть и разогнуть ноги, удерживая палку.
3. Захватить канат руками на уровне груди, стоя на полу.
4. Захватить канат прямыми руками вверху и,
сгибая ноги в коленях, повиснуть. Сильно не прогибаться, смотреть на кисти
рук.
5. Сидя на полу (мате) и держась за канат руками, перехватывая руки
кверху, повиснуть на канате (можно с касанием ногами).
6. Сидя на стуле, захватить канат прямыми
руками и скрестно подъемами ног. Оторвавшись от стула, повиснуть на канате в
этом положении на 2-3 сек.
7. То же,
но разгибая ноги и
одновременно сгибая руки, выполнить вис на согнутых руках.
8. В висе лежа (допускается опора ногами)
поочередное отпускание рук.
9. В висе
с захватом подъемами ног скрестно
поочередное отпускание рук.
10. Лазанье по
канату на высоту 1,5-
Перелезание. Задача
состоит в том, чтобы дети научились преодолевать препятствия высотой до 1 ж как
с места, так и при движении шагом.
Для перелезания через
препятствие перемахом ноги нужно из исходного положения стоя лицом к снаряду,
толчком ног выйти в упор, перемахнуть правой ногой через препятствие,
перехватить правую руку вправо и сесть на правое бедро, а затем перемахом левой
ногой соскочить на землю.
Для перелезания с опорой
ногой из исходного положения стоя лицом к снаряду нужно прыжком, с опорой на
руки поставить слегка согнутую правую ногу в сторону на препятствие, не теряя
равновесия, опираясь на левую руку, перенести левую ногу под правой и, отталкиваясь
правой ногой и левой рукой, соскочить с поворотом налево или прямо. Этот способ
преодоления препятствия выполняют сначала в одну сторону, а затем в другую.
Упражнения на равновесие
Среди упражнений на
равновесие применяются следующие:
1. Ходьба по бревну широкими шагами.
Целесообразно сделать на бревне отметки мелом.
2. Ходьба по бревну с хлопками под поднятой
согнутой или прямой ногой. Вначале изучается ходьба с высоким подниманием бедра,
с хлопками под поднятой согнутой
ногой, затем с хлопками под
поднятой прямой ногой. При первых повторениях
руки держать внизу, затем в стороны. Используются и другие положения рук.
Учитель следит за тем, чтобы ученики поднимали ногу повыше, оттягивали носок и
не наклоняли туловища вперед.
3. Ходьба по бревну с перешагиванием через
скакалку, которую учащийся держит в руках. Вначале упражнение выполняется через
лежащую на бревне скакалку, обязательно с приставлением сзади стоящей ноги.
Затем скакалку поднимают на 5-
4. Быстрая ходьба по бревну.
5. Быстрые шаги по бревну на носках.
Предварительно следует повторить стойку на носках и ходьбу на носках на полу.
6. Опускание на бревно на одно колено и
вставание с помощью рук. Для этого нужно сделать шаг правой ногой вперед и
опуститься на левое колено; опираясь руками
около правого носка, толчком левой ноги встать с колена и, разгибаясь, выпрямиться.
То же с левой ноги.
7. Из упора присев на бревне, опираясь на
руки, перейти в сед на бедре. Предварительно целесообразно изучить сед на бедре
на гимнастической скамейке.
Прыжок на бревне толчком двух ног. Хотя у учеников 3-4 класса прыжки на бревне
и невысокие, все же следует добиваться правильного их выполнения. Туловище и
ноги в полете прямые, носки вытянутые. Движение руками вверх облегчает
отталкивание и способствует выполнению высокого прыжка. Низко приседать перед
прыжком не следует. Приземляться надо мягко, не теряя равновесия. Вначале
поверхности бревна касаются носки вытянутых ног, затем вся стопа, ноги при этом
слегка сгибаются. Туловище и голову держать прямо, вперед не наклоняться,
смотреть вперед.
Повороты на носках на бревне
выполняются на 45, 90 и 1800. Руки для устойчивости целесообразно
держать в стороны. При поворотах влево левая нога становится сзади правой, а
при поворотах вправо - правая сзади левой.
Ходьба и бег
В 3-4 классе продолжается
обучение ходьбе с изменением частоты шагов. Наряду с этим ставится задача
научить детей по сигналу достаточно точно и быстро изменять длину шагов.
Начиная с этого класса в уроки физической культуры вводится бег на скорость, а
также бег с попутным преодолением небольших препятствий. Увеличивается и
дистанция ходьбы в чередовании с бегом (до
Ходьба. Во 2 классе учащиеся
изменяли скорость ходьбы за счет увеличения или уменьшения частоты шагов.
Теперь перед ними ставится задача изменять длину шагов при сохранении постоянной
частоты шагов. Хорошим упражнением, помогающим решить эту задачу, является
ходьба по широкой горизонтальной «лестнице». На дорожке или площадке
раскладываются 7- 8 палочек (или наносятся линии) на расстоянии 80-
После усвоения ходьбы
удлиненными шагами через «лестницу» изменение длины шагов проводится в обычной
ходьбе. Сигналом для увеличения или уменьшения длины шагов служит команда
учителя «Шире шаг!» или «Короче шаг!».
Бег. Продолжая обучение
свободному, непринужденному бегу, учитель обращает внимание учащихся на более
тонкие детали техники, используя при этом различные подводящие упражнения.
Особое значение придается бегу на носках.
Последовательность выполнения
упражнений в беге может быть такой:
1. Бег по
кольцам, разложенным на полу (земле) по прямой линии на расстоянии 80-
2. Бег по коридору шириной
3. Бег по «лестнице» (начерченным на земле
линиям) в медленном, а затем в ускоренном темпе.
4. Бег в сочетании с прыжками через набивные
мячи после каждого третьего бегового шага.
Для совершенствования навыков
в беге рекомендуется создавать игровую обстановку и вводить элементы
соревнований. С учащимися 3-4 класса проводят игры-упражнения на лучшее
выполнение элементов бега: бег с носка, узкая постановка стоп, правильное и свободное
движение рук и др.
Бег на скорость. При обучении бегу на скорость ставится задача научить школьников
при быстром темпе сохранить все правильные, рациональные движения и
прямолинейность бега. Особое внимание уделяют упражнениям, способствующим развитию
частоты беговых шагов.
Последовательность обучения
бегу на скорость может быть такой:
1. Медленный бег с
последующим ускорением. Здесь важно следить за сохранением легкости движений
при ускорении и постановкой ноги с носка.
2. Имитация движения рук стоя на месте. Руки
согнуть в локтях. Движения руками начинают медленно, а затем ускоряют.
Выполняют упражнение 2-3 раза по 10 сек. Учитель
обращает внимание учащихся на необходимость широких и свободных движений руками.
3. Бег с ускорением на 20-
4. Бег на скорость до
5. Бег по «частой
горизонтальной лестнице», т.е. по линиям, начерченным на площадке в
Для развития быстроты бега
применяются также игры-упражнения и подвижные игры.
Бег с попутным преодолением препятствий может включать обегания, прыжки, перелезание,
равновесие. Изучение бега с преодолением препятствий начинается не ранее второго
полугодия - после того, как дети усвоят основы техники обегания или
преодоления препятствий. Количество препятствий и степень трудности их
преодоления должны быть возрастающими. Сначала можно включить только одно
препятствие, например, на дистанции
Бег в чередовании с ходьбой на местности. После того как учащиеся овладеют правильными
бегом, ходьбой, преодолением горизонтальных и вертикальных препятствий, можно
переходить к смешанному передвижению на местности. Занятия на местности позволят
применить полученные знания и навыки в естественных условиях.
Для занятий подбирается слабо
пересеченная, но вместе с тем достаточно интересная местность, с различными
препятствиями. Бег проводится в равномерном темпе и чередуется с обычной
ходьбой. Длина дистанции смешанного передвижения может доходить до
Бег на местности проводится
широким свободным шагом, нога ставится на землю с носка, но с последующим
опусканием на всю стопу. При беге в гору туловище несколько наклоняется
вперед, активизируется работа рук, нога также ставится с носка. При беге с горы
туловище отклоняется назад, нога ставится с пятки, скорость передвижения
немного сдерживается и затем увеличивается перед выбеганием со склона на ровную
поверхность.
Прыжки
Прыжки через короткую скакалку. Во 2 классе учащиеся освоили прыжки через скакалку с одной
ноги на другую. В 3-4 классе необходимо повторить эти упражнения и дополнить
прыжками с одной ноги на другую с продвижением вперед.
Затем приступают к обучению
прыжкам с вращением скакалки назад. Эти упражнения уже знакомы учащимся,
меняются только условия их выполнения. Из исходного положения, когда скакалка
спереди, перебросить ее назад и перешагнуть через нее; затем перепрыгнуть
толчком одной ноги с приземлением на другую; перепрыгнуть через скакалку
толчком двумя с приземлением на обе ноги; при медленном вращении скакалки назад
соединить 3-4 прыжка на обеих ногах с промежуточным подскоком; то же без
промежуточного подскока; то же с небольшим продвижением назад.
Прыжки с высоты. Повторив подводящие упражнения, изученные ранее, приступают к
закреплению навыков в впрыгивании с постепенным увеличением высоты с 30 до
Прыжки на мягкое препятствие высотой до
1.
Многократное
подпрыгивание на двух ногах без сгибания ног в коленных суставах, отталкиваясь
только стопой.
2. Прыжки с одной ноги на другую со скакалкой
и без нее.
3. Прыжки на двух ногах через набивные мячи
или кубики, с махом рук вперед вверх и с максимальным подтягиванием коленей к груди.
4. Выпрыгивание вверх из положения стоя одной
ногой на гимнастической скамье, а другой на полу.
5. Приседания на одной ноге, держась рукой за
рейку гимнастической стенки.
Для развития силы мышц
маховой ноги применяется упражнение у гимнастической стенки - махи согнутой в
колене ногой до уровня груди. При выполнении этого упражнения надо следить,
чтобы таз находился над опорной ногой, а туловище не отклонялось назад. О
других специальных упражнениях для развития силы ног рассказывается в разделе
обучения прыжкам в длину.
Прыжки в длину с разбега. Основными задачами при проведении прыжков в длину с разбега
являются: совершенствование навыка точного отталкивания с определенного места
и обучение правильному приземлению. С этой целью все прыжки в длину с разбега
в 3-4 классе проводятся из «зоны отталкивания» шириной
Прыжок «в шаге»
отрабатывается с помощью упражнений в напрыгивании на препятствия, прыжков с
доставанием коленом предметов, подвешенных на уровне груди, далеко-высокие прыжки
через несколько определенно расставленных препятствий. Количество препятствий
увеличивается постепенно от одного до трех. Первое препятствие у места отталкивания
(небольшой барьерчик, мяч) заставит ученика сильно оттолкнуться и высоко
поднять бедро маховой ноги. Следующее препятствие, повыше (булава, барьер, веревочка),
помешает ему преждевременно подтянуть толчковую ногу, благодаря чему и
фиксируется «шаг». Последнее препятствие, опять низкое, способствует выработке
умения выбрасывать ноги вперед к моменту приземления.
Далеко-высокие прыжки имеют и
большое прикладное значение. Путем преодоления разнообразных и все усложняющихся
препятствий воспитывается смелость, решительность, уверенность в своих силах.
Прыжки на точность приземления проводятся по трем полосам. Для мальчиков первая полоса
наносится на расстоянии
Прыжки на заданное расстояние можно проводить в форме игры-упражнения, Класс делится на 3-4
отделения, которые выстраиваются по шеренгам друг за другом за линией начала
разбега. По сигналу ученики разбегаются, отталкиваются в «зоне» и приземляются
в заданную полосу. Побеждает отделение, в котором оказалось наибольшее
количество точных приземлений, при условии отталкивания из «зоны». В течение
урока можно провести пять-шесть таких прыжков.
Прыжки на точность
способствуют развитию мышечного чувства, ориентировки в пространстве, умения
координировать свои движения. Они имеют и прикладное значение, так как в естественных
условиях, например при перепрыгивании ручья, не всегда можно выбрать для
приземления большое и ровное место.
Прыжки на дальность. Результат (дальность) прыжка зависит от умения учащихся сочетать
энергичный разбег с точным и сильным отталкиванием. Задачей обучения в III классе является совершенствование
навыков в этих прыжках.
Прыжки в высоту с прямого разбега. При проведении прыжков в высоту в 3-4
классе особое внимание следует обращать на умение сочетать быстрый разбег с
полноценным отталкиванием, на полное выпрямление толчковой ноги и туловища в
момент отталкивания. Этому способствует повторение прыжков, ранее изученных в 1
и 2 классах: со скакалкой, с напрыгиванием на препятствия, с доставанием высоко
подвешенных предметов, а также игры и эстафеты с элементами прыжков. К концу
обучения девочки должны уметь прыгать через планку высотой до
Метания
Основными задачами обучения
метанию в 3-4 классе являются закрепление навыков, полученных в 1-2 классах, и
усовершенствование их, повышение точности и силы броска.
В III классе для метания можно применять не
только мячи, но и другие легкие и удобные для этой цели предметы, например болванки
для гранат, деревянные чурки (25-
Решить эти задачи можно путем
дальнейшего использования ранее изученных комплексов упражнений с требованием
от учащихся более четкого и согласованного выполнения их, с большей
амплитудой и точностью движений.
Мишени для метания необходимо
располагать на высоте
Рекомендуется чаще заменять
мячи на другие легкие предметы. Техника метания их в основном такая же, как и
мячей. Изменяется лишь способ их держания. Так, болванки для гранат,
деревянные чурки, резиновые трубки вкладываются в ладонь по ее диагонали и захватываются
пальцами.
ЛЫЖНАЯ
ПОДГОТОВКА
Попеременный двухшажный ход. На первых занятиях по лыжной
подготовке ставится задача восстановить ранее усвоенные навыки скользящего
шага, а на последующих занятиях
- отработать технику движений руками и общую координацию движений.
Перед началом практических
занятий на лыжах рекомендуется еще раз объяснить учащимся основные элементы
правильной техники скользящего шага. Рассмотрим
их.
1. Опорная нога (на которой
лыжник скользит) вначале постепенно выпрямляется, потом перед отталкиванием и в
первой его стадии сгибается и снова распрямляется в конце толчка.
2. Отталкивание ногой начинается в момент остановки лыжи, когда
пятка отрывается от грузовой площадки, и заканчивается полным распрямлением
ноги. Направление отталкивания - вдоль оси тела («на взлет»).
3. После толчка лыжа отрывается от снега, но
не высоко.
4. Маховая нога в первый момент отталкивания
находится рядом с толчковой или опережает ее на несколько сантиметров.
5. В начале скольжения голень опорной ноги
вертикальна, затем стопа слегка выскальзывает вперед и в конце скольжения
снова принимает вертикальное положение.
6. Палка ставится на снег примерно в середине
фазы скольжения или несколько раньше, под углом 700. На нее сразу
же переносят давление руки и туловища.
7. В первой фазе скольжения туловище своего
положения не меняет, при важные на палку наклоняется, а в конце отталкивания
ногой вновь выпрямляется.
Разучивание движений рук при
переменном двухшажном ходе начинают с показа выноса палки. Рука свободно
движется вперед одновременно с махом свободной ногой, слетка согнутой в
колене.
Начиная с 10-го и по 20-й
кадры можно проследить, насколько согласованно движутся вперед левая рука и
правая нога лыжника. Мах рукой делают не кистью вперед, а локтем, т.е. не за
счет сгибания руки в локтевом суставе, а за счет сильного тягового усилия мышц
плечевого пояса. Энергичное движение рукой помогает маху ногой, но не должно опережать
его. Когда рука проходит отвесное положение, кисть оказывается около колена
(кадр 17, левая рука). Обе руки встречаются впереди толчковой ноги (кадр 17).
Рука выносится вперед вначале
почти выпрямленной (кадры 1-5). Она поднимается чуть выше уровня плечевого
сустава (кадр 6). К моменту постановки палки на снег (кадр 8) она слегка
сгибается в локте (на 15-200).
Как уже указывалось, лучший
угол постановки палки – 700 к поверхности снега. Как только палка
станет на снег, лыжник начинает давить на нее весом тела. Сначала (кадры 9-
15) руку сгибают в локте (но не более чем до прямого угла), а затем разгибают.
Разгибание начинается еще в то время, когда рука не дошла до вертикали (кадры
16-17) и продолжается до конца отталкивания (кадры 18-20). Если не начать
своевременно разгибать руку, то кисть пройдет слишком высоко («у кармана») и
угол отталкивания палкой не будет достаточно острым. Чтобы образовать такой
угол отталкивания палкой, лыжник, кроме того, наклоняет туловище.
Наибольшее давление на палку
происходит в тот момент, когда рука проходит вертикаль (кадры 18-19).
Заканчивать толчок палкой
лучше всего в тот момент, когда начинается толчок ногой (кадр 20). К моменту
отрыва от снега палка и рука образуют прямую линию. В этот момент палка удерживается
большим и указательным пальцами кисти руки. Давление кистью осуществляется через
петлю палки.
После отталкивания рука с
палкой слегка поднимается вверх, но это движение не нужно утрировать. Во время
толчка плечевой пояс еле заметно «провожает» палку. Но и это движение не надо
излишне подчеркивать.
Обучение технике
попеременного двухшажного хода проводится, как правило, сначала на учебном
кругу, затем на учебной лыжне, имеющей горизонтальные участки и участки с уклонами
вниз и вверх (до 3-40).
Наблюдая за учащимися,
учитель на ходу делает необходимые замечания. При правильном выполнении
движений достаточно сказать: «Правильно!», «Хорошо!», «Молодец!». Если ученик
допускает грубые ошибки, можно его остановить, объяснить ему ошибку и, если
нужно, вновь показать правильный способ движения. Если и это не помогает, то
прибегают к подводящим упражнениям или возвращаются к разучиванию элементов техники,
раиее плохо усвоенных.
Наиболее характерными и часто
встречающимися ошибками в технике попеременного двухшажного хода являются
следующие:
1. Движение на прямых ногах (отталкивание
прямой ногой, толчок слабый, шаг короткий). Исправление этой ошибки надо начинать
с разучивания более низкой посадки и скольжения на согнутой ноге. Когда это
усвоено, разучивается подседание и перекат тела над стопой перед толчком, а
после толчка - махового выноса вперед свободной ноги и достаточно широкого выпада.
2. Неправильный толчок ногой (больше вверх,
чем вперед), в результате чего получается своеобразный «подпрыгивающий ход». Избавиться от этой ошибки можно, уменьшив подседание и делая
более энергично перекат.
тяжести тела вперед
(на носок). Нужно обратить внимание также на работу рук: отталкиваться
ими следует под более острым утлом, наклоняя туловище в сторону толчковой руки.
3. Слабый толчок ногой, в результате чего
получается так называемый падающий ход. В этом случае применяются подводящие
упражнения без лыж: передвижение низкими прыжками с сильным, законченным
разгибанием ноги; имитация махового выноса ноги вперед; скользящий шаг без
палок, по равнине и в гору и т. д. Это способствует повышению посадки и укорачиванию
выпада.
4. Ранняя загрузка маховой ноги и как следствие длительное двухопорное скольжение.
Для исправления этой ошибки повторяются упражнения для разучивания четкого переноса
тяжести тела с одной ноги на другую на месте (имитация) и в движении (скользящий шаг без палок, руки за спину).
5. Незаконченный толчок палкой. Причина этой
ошибки: высокое проведение кисти («у кармана»), палка зажата в кулаке, туловище
не наклоняется в сторону руки, опирающейся на палку рука до конца не
распрямляется. Чтобы толчок палкой выполнялся до конца, прежде всего надо
проследить, как дети держат ее, и исправить возможные ошибки. Затем следует обучить
более низкой проводке кисти, предложить максимально нажимать на палку в момент
вертикального положения руки, проследить за полным распрямлением руки в локтевом
суставе в конце толчка.
Естественно, могут возникнуть
и многие другие ошибки. Учитель, хорошо зная основы правильной техники
двухшажного попеременного хода, может сам найти пути к их устранению.
Повороты переступанием в движении имеют два варианта: переступанием на внутреннюю
или внешнюю лыжу. Выполняя поворот переступанием на внутреннюю лыжу с внешней (по отношению к центру поворота),
лыжник переносит тяжесть тела полностью на наружную лыжу, слегка подседает и
наклоняет бедра во внутреннюю сторону поворота. После этого он отталкивается
внешней лыжей, переносит другую лыжу над снегом в новое направление, отводя носок
в сторону, и переносит на нее тяжесть тела. В заключение остается только
приставить внешнюю лыжу к внутренней. Если
за один прием не удалось повернуться на необходимый угол, переступание
повторяется несколько раз.
Обучение повороту
переступанием рекомендуется начинать на выкате (горизонтальной площадке) после
спуска с некрутого, но достаточно длинного склона (20-
Затем разучивается: поворот
«к склону» - из прямого спуска в спуск наискось; поворот «от склона» - из
спуска наискось в прямой спуск; полный поворот, т. е. из спуска наискось в
одном направлении в спуск наискось в противоположном направлении. При обучении
детей повороту переступанием чаще всего наблюдают следующие ошибки:
1. Ученик
неуверенно отрывает от снега лыжу, которую должен переставить в новое
направление, и торопится перенести на нее тяжесть тела.
2. Ученик очень сильно приседает и отклоняется
назад («сидит на пятках»).
3. Лыжник не наклоняется в сторону поворота и
вперед, что также часто служит причиной потери равновесия.
4. Лыжник слабо отталкивается от внешней лыжи
или запаздывает с приставлением внешней лыжи, в результате чего лыжи
разъезжаются и неизбежно падение.
После овладения учащимися
основами техники поворот разучивается на большей скорости, по более крутой
дуге, на более глубоком снегу.
Поворот переступанием на внешнюю лыжу начинается отведением в сторону внешней
лыжи. Тяжесть тела переносится при этом на внутреннюю ногу, после чего ставят
лыжу на снег и мягко переносят на нее тяжесть тела, слегка подседая, чтобы не
вызвать резким движением соскальзывания лыжи в сторону. Поворот применяется
преимущественно для перехода из спуска по склону наискось в спуск прямо по
линии спада склона на небольшой скорости.
Подъем «лесенкой». Этот способ применяется на достаточно крутых склонах, когда лыжи
можно удержать от соскальзывания вниз, только поставив боком к линии спада.
Лыжник поднимается вверх по склону приставными шагами. На короткие крутые склоны
можно взбираться быстрыми скачками с одной ноги на другую. Продвижение вверх
часто сочетают с продвижением вперед (назад).
Все это довольно легко
усваивается детьми, однако бывают и ошибки; негоризонтальная постановка лыж,
недостаточно крутая постановка их на ребра, слабая опора на палки и др. Ошибки
эти легко устранимы.
Повторное прохождение коротких отрезков. В 3-4 классе рекомендуется начинать
упражнения в прохождении на лыжах коротких (40-
Прежде всего каждый ученик
прокладывает себе лыжню. Затем класс выстраивается и учитель подает сигнал для
начала движения. В одном уроке учащиеся проходят отрезок 2-3 раза с отдыхом
между повторениями в 2-3 мин. В это
время дети спокойно катаются на лыжах. Отрезки проходят с максимальной
скоростью, но такой, которая не препятствует правильному выполнению техники
движений.
Передвижение по слабо пересеченной местности. 15-20 мин на уроке следует отводить для передвижения на лыжах по слабо
пересеченной местности на дистанцию до
Лучше всего, если дистанция
будет иметь форму замкнутого круга.
Перед учащимися не ставится
задача прохождения дистанции на скорость. Нужно лишь пройти ее, выполняя как
можно правильнее технические приемы, применяя в зависимости от рельефа
местности изученные способы: попеременный двухшажный ход, подъемы ступающим
шагом и лесенкой, спуск в основной стойке, повороты переступанием.
Рекомендуется распределять
учащихся по силам на 2-3 группы и пускать с небольшими интервалами, чтобы они
друг другу не мешали.
Учитель может находиться на
каком-либо участке дистанции и, следя за прохождением лыжников, делать им
замечания об ошибках и давать различные указания.